Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет.

Кафедра государственного и международного права

Курсовая работа

по курсу: “Конституционное право Российской федерации”

на тему: “Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации”

Выполнил: студенка 2 курса группы 72юр1 Быстрова Ю.А.

Проверил: старший преподаватель Савченко М.С.

Санкт-Петербург

2003 Оглавление:

Введение……………….…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ…………………….…….6

Глава 2. Омбудсман как институт конституционного права…………….….………….….8

2.1. Институт омбудсмана: цели и задачи деятельности………………………….…...9

2.2. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ………………….13

2.3. Омбудсман в Санкт-Петербурге………………………………………………....15

Глава 3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ……….…….……17

3.1. Функции Уполномоченного по правам человека………………………………...17

3.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека……….…………………………………………………………………………….…..20

3.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного

по правам человека…………………………………………………………….………22

Заключение………..…………………………………………………………..…….………..…31

Список использованной литературы……………..…………………………..……………….32

Введение

Конституция Российской Федерации в статье 2 декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Глава 2 Конституции целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. Так, статья 17 данной главы говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Далее, согласно статье 18, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 45 гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Таково официальное отношение современного российского государства к правам человека и их месту в государственно-правовой системе страны. Это отношение, несомненно, изменилось за прошедшие десять лет. Однако трансформация российской государственности еще далека от тех целей, которые были поставлены в начале реформ, и ни для кого не секрет, что конституционные декларация являются пока скорее целевыми установками, чем реальностью. Закрепленные в Конституции и других законах нормы и принципы во многом оказываются на практике пустой декларацией, и гражданам, чьи права нарушены государством, его органами и должностными лицами, крайне сложно добиться справедливости и выполнения своих законных требований. Права человека еще не стали серьезным фактором государственного развития.

Это связано, очевидно, с двумя основными причинами. Во-первых, это инерция самого государства, государственного аппарата, сформированного в основном еще в те "старые, добрые" времена, когда нарушения прав человека были не случайностью, проявляющейся в результате неэффективности работы администрации, низкого качества кадров и т.п. (что всегда неизбежно, даже в самых демократических странах), а целенаправленной государственной политикой. Второй момент заключается в пассивности самих граждан. Они, также как и армия российских бюрократов, воспитаны в советской системе ценностей и в советской политической практике. Они воспринимают себя (и точно так же их воспринимает государство) не как граждан, имеющих неотъемлемые права и свободы и имеющих право предъявлять претензии к государству, которое они же и нанимают на работу, а как подданных.

И тот, и другой факторы очень сильно укоренены и в сознании, и в реальной государственной практике. В связи сэтим требуется обоюдное стремление: изменение отношения государства к человеку и изменение отношения общества к государству. Результатом этого двустороннего процесса должно стать превращение государства из машины подавления, самодовольного и самодостаточного монстра (каковым оно всегда было в России) в правовое государство, основанное на уважении прав человека и верховенстве права, ответственности государства перед обществом, с одной стороны, и простой статистической совокупности подданных, "народонаселения", - в гражданское общество, с другой.

Одним из важнейших направлений реализации данной цели является развитие различных независимых структур, действующих как в рамках гражданского общества, так и в качестве институтов государства и имеющих своей целью контроль за деятельностью государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих, соблюдением ими прав и свобод граждан. Такие институты существуют и сегодня: общественные правозащитные организации пытаются контролировать государственный аппарат от имени гражданского общества, а на государственном уровне действуют прокуратура, суды, милиция и другие органы, на которые возложена защита прав и свобод граждан.

Однако очевидно, что вся эта система в настоящий момент не работает: у правозащитных организаций слишком мало правовых возможностей, а правоохранительные органы являются скорее "правохоронительными".

В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.

Решению этой сложной задачи могло бы способствовать создание и развитие одного из важнейших институтов конституционного права - Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.

Рассмотрение такого механизма, коим мог бы стать сегодня болезненно и трудно, но все-таки возникающий в России  институт омбудсмана, является целью настоящей работы. Данный институт рассматривается с точки зрения его понятия, социального назначения, а также места в механизме защиты прав человека и гражданина, которому посвящена отдельная глава.

Отправной точкой для написания работы послужил Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии отдельных авторов, сборники статей и материалы по семинарам некоторых общественных правозащитных организаций. Важными источниками послужили также доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за последние три года, а также комментарий к вышеупомянотому закону.

Характеризуя структуру содержания работы, следует отметить, что наибольшее внимание уделяется анализу правового статуса Уполномоченного. Вопросы конституционной теории также отражены в работе .

Глава 1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ

Общечеловеческие стандарты прав и свобод личности все более приобретают силу норм международного права, выходят за пределы внутренней компетенции государств. Одновременно с процессом кодификации прав человека на международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов их осуществления и защиты.

Сегодня рано говорить о состоявшейся трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития.

Актуальной задачей является обеспечение единых стандартов прав человека на всей территории РФ с учетом социально-политических и экономических особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных, религиозных и культурных традиций.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»