Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Правосознание

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Хакасский государственный университет

Факультет истории и права

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине:Теория государства и права

на тему: П Р А В О С О З Н А Н И Е

Выполнила: Студентка 1 курса

Проверил

Кызыл – 2000 год.

План работы:

Введение --------------------------------------------------------------- 3, 4

1. Правосознание ------------------------------------------------------ 4- 8

2. Правовая культура ------------------------------------------------- 8- 11

3. Правовой нигилизм ------------------------------------------------ 11-14

4. Правовая идеология и психология ---------------------------- 14,15

5. Заключение ----------------------------------------------------------- 16

Список использованной литературы -------------------------- 17

Введение.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше правильные и справедливые и нередко назывались « право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством, и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, 12 таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты.

Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными источниками становятся религиозные положения ( поучения) – законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширные, отличающиеся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Правом называют:

Во-первых , социально-правовые притязания людей. Например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин “право” в словосочетаниях “российское право”, “трудовое право”, “изобретательское право”, “международное право” и т.д.

* Теория государства и права. Москва 1999 год. Норма-Инфра. Стр. 41, 223.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деяьтельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естесственное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин “правовая система”. Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин “право” в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Существующие правовые системы сочетают в себе наряду с общенациональными и общечеловеческими, классовыми интересами также групповые, индивидуальные, клановые и иные интересы.

В наиболее развитых, современных правовых системах (англосаксонское , романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

1. Правосознание.

Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Теория Государства и Права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом, и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и прочее.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы общества. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания входят 4 основных вида оценочных отношений к праву и законодательству ( его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам ( прокуратуре, адвокатуре, суду, суду, юстиции, овд, их деятельности); к своему правовому поведению ( самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»