←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
Введение.
Поскольку в Российской Федер ции президентск я вл сть
существует очень недолго, по ср внению с другими стр н ми то
р ссмотрение президентской формы пр вления логично будет
проводить н примере госуд рств в котором эт вл сть
существует уже долго и проверен временем. Одной из т ких
стр н является США. Ведь уже н протяжении двух столетий
мерик нское президентство р звив ется, если можно т к
ск з ть, в р мк х кл ссической системы р зделения вл стей и з
этот период прошло через непростую, многоэт пную эволюцию.
В з ключение мы проведем небольшую, ср внительную
х р ктеристику президентских форм пр вления н примере
нескольких стр н и России в том числе.
Президентск я форм пр вления н примере США.
Президент США по своему госуд рственно-конституционному
ст тусу выступ ет одновременно в трех лиц х. Он - гл в
госуд рств , гл в пр вительств (к бинет министров) и
гл вноком ндующий вооруженными сил ми стр ны. Т кие широкие
полномочия президенту были предост влены "отц ми-основ телями"
США отнюдь не случ йно.
Соединенные Шт ты первон ч льно сформиров лись в виде
конфедер ции 13 бывших нглийских колоний со сл бым
центр льным пр вительством. "Вечный союз" в конфедер тивном
в ри нте и без президентского пост , просуществов в всего лишь
несколько лет, пок з л свою полную нежизнеспособность. В
ч стности, конфедер ция привел к ф ктическому р зв лу
фин нсовой системы и, к к следствие, к недовольству и
вооруженным выступлениям соци льных низов. Конституция 1787 г.
з крепил федер тивное устройство союзного госуд рств с
гор здо более сильным пр вительством, системой р зделения
вл стей по горизонт ли ( з конод тельн я, исполнительн я и
судебн я ) и вертик ли ( федер ция - шт ты ), т кже постом
президент , который н делялся всей полнотой
исполнительной вл сти. Перед вступлением вступлением в
должность президент приносит следующую присягу: " Я
торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять
должность президент Соединенных Шт тов и в полную меру своих
сил буду поддержив ть, охр нять и з щищ ть конституцию
Соединенных Шт тов".
Основные конституционные полномочия президент оговорены в
ст тье II конституции. Ст тья I посвящен конгрессу, которому
по з мыслу "отцов-основ телей", н длеж ло ст ть ведущим
з конод тельным орг ном вл сти федер льного пр вительств . Н
протяжении всего XIX век , з исключением период гр жд нской
войны (1861-1865), именно конгресс доминиров л н д президентом
при осуществлении госуд рственной вл сти. В нынешнем столетии
ситу ция существенно изменил сь.
Президент получ ет з свою р боту ж лов нье (200.000$ в год),
которое, по конституции, в течение его четырехлетнего
пребыв ния н посту не может быть ни увеличено ни уменьшено.
Помимо этого, президенту выделяется 50.000$ н дополнительные
р сходы ( обл г емых н логом ) и 100.000$ ( не обл г емых
н логом ) н тр нспортные р сходы. После уход с пост
президент ему выпл чив ется пожизненн я пенсия в р змере
63.000$ в год, предост вляются и некоторые другие льготы.
Президенту к к гл ве исполнительной вл сти подчинен громоздкий
пп р т федер льных министерств и ведомств, н считыв ющий
более 3 млн. госуд рственных служ щих. Эт огромн я
бюрокр тическ я пир мид состоит из верхнего слоя, сменяемого
с приходом к вл сти другой п ртии,- дминистр ции ( н считыв ет
приблизительно 600 политически зн чимых должностей, к ндид ты
н которые н зн ч ются президентом или его подчиненными с
"совет и согл сия" сен т либо без него ) и многочисленной
рмии федер льных чиновников, постоянно состоящих н
госуд рственной службе. О них стоит ск з ть подробнее т к к к
они игр ют в жную роль в осуществлении президентской вл сти. В
США з ними утвердился термин "к рьерн я бюрокр тия". Эти
чиновники постепенно продвиг ются по должностной лестнице с
первых до высших кл ссов, получ я н верхнем уровне ежегодное
ж лов нье порядк 60.000 - 80.000$. Уволить или подверг ть
преследов нию по политическим мотив м к рьерного чиновник
президент или политические н зн ченцы не имеют пр в в
соответствии с з коном о гр жд нской службе 1883 г. Этот же
з кон требует от к рьерного чиновничеств политической
нейтр льности по отношению к н ходящейся у вл сти
дминистр ции. Любому федер льному служ щему, включ я
президент , з коном з прещено использов ть федер льные
ведомств с целью к кого-либо воздействия или влияния н
избир тельный процесс, избир тельные к мп нии и выборы.
В институцион льном пл не президенту подчиняются:
Исполнительное упр вление президент , предст вляющее собой
систему н дведомственных орг нов ( пп р т Белого дом , Совет
н цион льной безоп сности, Администр тивно-бюджетное
упр вление, Экономический совет при президенте и др.), 13
федер льных министерств, руководители которых в основном
обр зуют к бинет министров и юридически подотчетны конгрессу,
более 50 нез висимых регулятивных гентств, советов и комиссий.
Следует отметить, что под вляющ я м сс федер льных служ щих
р ссредоточены по всем шт т м. В В шингтоне и в федер льном
округе Колумбия, к к пр вило, н ходятся верхние эшелоны
к рьерного чиновничеств и центр льный пп р т министерств и
ведомств, н считыв ющий более 300 тыс. служ щих.
Форм льно все федер льные служ щие подчинены президенту. В
действительности ситу ция гор здо сложнее. Высшее к рьерное
чиновничество совместно с пп р том конгресс и т к
н зыв емыми "з интересов нными групп ми" обр зует по сути
единую госуд рственно-бюрокр тическую общность, в рук х
которой сосредоточен зн чительн я политико- дминистр тивн я
вл сть, котор я имеет собственные корпор тивные интересы и
к дровый сост в которой м ло меняется с приходом к вл сти
новой дминистр ции. Ч сто высшее к рьерное чиновничество
гор здо лояльнее к своим коллег м по этому "тройственному
союзу", чем к н ходящейся у вл сти дминистр ции. Другими
слов ми, оно обл д ет з метной втономией, и любой президент,
люб я дминистр ция, если они н мерены претворить в жизнь свои
политические прогр ммы, вынуждены счит ться с интерес ми и
вл стью этого дминистр тивно-упр вленческого слоя, и в первую
очередь с высшим чиновничеством. Ин че говоря, неформ льн я
структур вл сти обеспечив ет определенные "сдержки и
противовесы" по вертик ли вл стным полномочиям президент и
внутри с мого федер льного исполнительного пп р т .
Руководство внешней политикой по конституции сосредоточено в
рук х президент . Ему прин длеж т прерог тивы "з ключ ть
междун родные договоры при условии их одобрения двумя третями
присутствующих сен торов; с совет и согл сия сен т
н зн ч ть послов и иных полномочных предст вителей и
консулов". Эти полномочия ф ктически з крепляют з президентом
роли гл вного диплом т стр ны. Президент т кже н делен пр вом
з ключ ть междун родные договоры в форме исполнительных
согл шений, которые не требуют р тифик ции сен т . Ему
прин длежит пр во призн в ть или не призн в ть иностр нные
пр вительств .
Сосредоточение внешнеполитических прерог тив в рук х
федер льного пр вительств соответствует одному из основных
принципов мерик нской госуд рственности - принципу
федер лизм . Конституцией отдельным шт т м з прещ ется
содерж ть собственные вооруженные силы ( з исключением
н цион льной
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3 4 5
|
|