Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Разделение властей в современной России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


"Разделение властей в современном Российском государстве"

1. Вступление.

2. Происхождение принципа разделения властей.

3. Разделение властей в мировой конституционной практике.

4. Разделение властей в дореволюционной России, в Советском государстве и в период конституционных реформ.

5. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика.

6. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".

7. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.

8. Законодательная "ветвь власти" и "особое ответвление" - "учредительная власть".

9. Исполнительная "ветвь власти", исполнительные органы и "особое ответвление" - органы Банка России.

10. Судебная власть. Суды и органы при судебной власти.

11. Независимые контрольные и надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы) в системе разделения властей. "Контрольно-надзорная власть".

12. Местное самоуправление в системе публичной власти.

13. Общественные объединения, средства массовой информации.

14. Заключение.

Список нормативных актов.

Список литературы.

Приложение. Система политической власти, государственных органов и их подразделений (схема).

1. Вступление.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.

Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.

Конституционное развитие современной России (в том числе и в организации государственной власти) сочетает традиции российского дореволюционного конституционализма, наследие Советской власти, конституционные заимствования у зарубежных государств, а также современные отечественные нововведения. Поэтому не обойтись без исторического и сравнительно-правового анализа конституционной практики разделения властей в зарубежных государствах, отечественного конституционного развития.

Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему государственных органов с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение "основных ветвей власти" - законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга. Однако этим данное исследование не ограничивается.

Особое внимание хотелось бы обратить на проблемные моменты, связанные с функционированием государственных органов, не укладывающихся в традиционную триаду "ветвей власти", таких, как глава государства, органы прокуратуры, органы финансового контроля, избирательные комиссии. Именно эти органы, именно их место в системе разделения властей являются основным предметом данного исследования. Государственные органы с особым статусом существуют во многих конституционных государствах, однако их количество, состав и влияние в различных государствах отличаются. В тех государствах, где их достаточно много и где они играют значительную роль (в том числе и в современной России), они могут образовывать системы органов (органы прокуратуры, избирательные комиссии), обособляться в "особые ответвления власти" и даже объединяться в "дополнительные ветви власти", а сам принцип разделения властей (то есть принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви власти") нуждается в некотором переосмыслении.

В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные органы и группы государственных органов объединяются в "ветви и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской власти", "контрольно-надзорной власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.

В данной работе рассматривается разделение властей "по горизонтали", то есть распределение компетенции между "ветвями власти" и их "ответвлениями". Разделение власти "по вертикали", то есть распределение компетенции (разграничение предметов ведения и полномочий) между федеральными и региональными органами государственной власти, в данной работе практически не затрагивается.

Разделение властей в современном российском государстве будет разобрано в основном на системе федеральных государственных органов. В меньшей мере будут разобраны региональные органы государственной власти, а также местное самоуправление и институты непосредственной демократии как элементы публичной, политической власти.

При проведении исследования автор поставил перед собой задачу разработать и представить такую схему разделения властей, которая в рамках "основных и дополнительных ветвей власти" и "особых ответвлений власти" охватывала бы всю систему государственных органов, включая государственные органы с особым статусом. При этом "ветвь власти" должно объединять функциональное сходство. Схема должна быть по возможности универсальной и применимой к любой конституционной системе государственной власти. Эта схема неизбежно затрагивает и родственные политические институты, наряду с государственными органами являющиеся субъектами публичной, политической власти - институты непосредственной демократии и органы местного самоуправления.

2. Происхождение принципа разделения властей.

Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем ХVII века Дж.Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды.

Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". Разделение властей Монтескье считал критерием "умеренных" и "неумеренных" форм правления. Однако в конституционном проекте Монтескье речь еще не идёт о равновесии властей, законодательная власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной власти он видел суверенитет народа и большое значение придавал непосредственной демократии.

Соединённые Штаты Америки изначально создавались как республика, причём сначала как конфедерация, а затем как федеративное республиканское государство. "Отцы-основатели" существенно развили теорию разделения властей. Они обосновывали необходимость обособления и независимости трёх основных ветвей власти, сильной исполнительной власти, системы сдерживания и уравновешивания властей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»