Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Сроки содержания под стражей и порядок их продления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


1. Меры пресечения.

В действующем в настоящее время Уголовно-процессуальном Кодексе (УПК) существуют следующие меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных организаций, залог и заключение под стражу. Меры пресечения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры государственного принуждения, временно ограничивающие права обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого. По сравнению с другими мерами процессуального принуждения (привод, отстранение от должности, наложение ареста на имущество, принудительное освидетельствование и т.п.) мера пресечения наиболее существенно затрагивает права и свободу человека.

Важнейшими условиями законного и обоснованного применения мер пресечения являются следующие: меры пресечения применяются лишь к лицам, в отношении которых имеются доказательства в совершении ими преступления (обвиняемый, а в исключительных случаях — подозреваемый); лишь на ограниченный срок (Статья 90 УПК гласит: «В исключительных случаях мера пресечения может быть применена в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, и до предъявления ему обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.»); лишь при наличии указанных в законе оснований; строгость меры пресечения должна быть согласована с тяжестью обвинения; меры пресечения применяются с соблюдением процессуальных гарантий и процессуальной формы, установленной для каждой из них.

Применение мер пресечения необязательно, но неприменение надлежащей меры пресечения может повлечь за собой серьёзные негативные последствия в виде неправомерного поведения обвиняемого (от создания препятствия следствию до совершения новых преступлений). Необоснованное применение мер пресечения всегда является нарушением прав и свобод человека.

Меры пресечения вправе применять лицо, производящее дознание, орган дознания, следователь по делу, находящемуся в их производстве. Прокурор может применять меры пресечения на досудебных стадиях уголовного процесса по делам, расследуемым органами дознания, следователем, или принятым им к своему производству. Судья, начиная со стадии судебного разбирательства, а при единоличном рассмотрении дела и в дальнейшем, вправе принимать решение о применении, изменении или отмене меры пресечения. При коллегиальном составе суда на судебных стадиях процесса решения о мерах пресечения принимает суд.

К обвиняемому (подозреваемому) применяется лишь одна из мер пресечения. Она может быть изменена в процессе производства по делу. К военнослужащим могут применятся любые меры пресечения, перечисленные выше, а также специфическая мера пресечения — наблюдение командования воинской части. К несовершеннолетним может также применятся отдача под присмотр, как мера пресечения.

2. Заключение под стажу.

Статья 96 УПК гласит:

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением статьи 11 настоящего Кодекса по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года.

К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй и третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвёртой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвёртой, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208 — 212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвёртой, 227, 228 частями третьей и четвёртой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276 — 279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй, 305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного Кодекса РФ, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.

Право давать санкцию па арест принадлежит: Генеральному прокурору РФ, Главному военному прокурору, Прокурору РФ, прокурорам автономных республик, краёв, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующих на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены её постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьёй 2202 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и прежде всего одно из важнейших прав — право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается только тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованного применения этой меры пресечения. В то же время неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений, безнаказанности виновных. Заключение под стражу — мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого), на предупреждение которых направлены меры пресечения.

Заключение под стражу может применяться только на основании решения судьи или суда либо с санкции прокурора. В соответствии со ст. 11 и Законом о прокуратуре РФ прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, в нарушении закона подвергнутого предварительному заключению.

Решение о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу принимает следователь, лицо, проводящее дознание, орган дознания, хотя оно реализуется лишь с получением санкции прокурора. Ответственность за законность и обоснованность такого решения лежит в первую очередь на том, кто его применяет. Это же относится и к случаям необоснованного отказа от применения заключения под стражу.

Для некоторых категорий граждан, в связи с особой ответственностью выполняемых ими функций установлены дополнительные гарантии против необоснованного применения к ним заключения под стражу. В соответствии со ст.98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течении всего срока их полномочий. Они не могут быть арестованы. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть арестован без согласия конституционного суда РФ. Судья суда общей юрисдикции или арбитражного суда не может быть заключён под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судей под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.

Депутаты представительных органов власти субъектов федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов федерации, могут быть арестованы с согласия соответствующих представительных органов.

3. Сроки одержания лиц, заключённых под стражу, в местах содержания задержанных.

Статья 962 УПК гласит:

Лица, заключённые под стражу, могут содержаться в местах содержания задержанных не более трёх суток.

Если доставка лиц, заключённых под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдалённости или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут содержаться в местах содержания задержанных до тридцати суток.

Лица, у которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут находиться лишь краткий срок, не превышающий трёх суток. Лишь в случаях, прямо предусмотренных статьёй 962 УПК, лица, заключённые под стражу, могут содержаться в местах содержания задержанных, причём только в пределах тридцати суток. Причина состоит в том, что следственный изолятор и места кратковременного содержания задержанных предназначены для достижения разных целей.

4. Сроки содержания под стражей.

Статья 97 УПК гласит:

Содержание под стражей при расследовании преступлений по уголовным делам не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлён районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненным к ним прокурором

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»