принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
III. Форма государственного устройства .
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов ;
как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;
составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;
унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;
все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на международной арене ;
имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.
В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы .
В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .
3.3. Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;
конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;
сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе ;
государства могут договориться о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности ;
антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;
ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;
реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
игнорируют интересы государственных образований , особенно национальных меньшинств ;
не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в следующем :
режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая составляет
|
|