←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
ВВЕДЕНИЕ.
Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.
Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
• как создаются высшие органы государства, и какого их строение;
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
• монархические (абсолютные, конституционные)
• республиканские (президентские, парламентские)
МОНАРХИЯ
Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
• существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
• наследственный порядок преемственности верховной власти;
• представительство государства монарха по своему усмотрению;
• юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютную
- ограниченную (парламентарную, конституционную)
- дуалистическую
- теократическую
- парламентарную
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся:
• ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений;
• юридически неограниченная власть монарха;
• наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. На современном этапе абсолютную монархию сохранили небольшое количество стран, таких как Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и несколько других государств.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
• правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
• лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
• в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
• законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
• правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Примером парламентарной монархии может служить Япония. В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.
Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.
Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих” прерогатив или подразумеваемых полномочий.
Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.
Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.
На примере Японии рассмотрим принципы формирования органов верховной власти в парламентарных монрахиях. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.
Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну императора. Лица женского пола наследовать трон не могут.
Статус императора имеет свои особенности. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения кабинета министров, и кабинет несет за них ответственность. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по представлению кабинета, назначает Главного судью Верховного суда.
По совету и с одобрения кабинета министров от имени народа император осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства: промульгация поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих выборов в парламент, подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение амнистий, смягчение наказаний, восстановление в правах, прием иностранных послов, осуществление церемониала.
Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права.
Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников - с 30 лет. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен. Залог не возвращается,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|