Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Функции государства 1

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


нормативный акт и цель по упорядочению общественных отношений будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но и обратную связь. Поэтому при отсутствии добровольной (сознательной) реализации норм права возможно применение государственным органом принуждения. В процессе саморегулирования гражданами своего поведения на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими решений стоит их собственный интерес. Если интерес оказывается недостижимым, то решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в соответствующие государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть прежде всего юридическое воздействие. Оно дополняется воздействием, которое охватывает другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения.

К ним можно отнести:

ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни;

привентивное воздействие, связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия;

психологическое воздействие, которое, с одной стороны, подавляет агрессивное поведение личности, а с другой – дает ей уверенность в защите ее интересов со стороны государства.

Но следует отметить, что кроме правовых форм и методов реализации функций государства, в России существуют, к сожалению, антиправовые формы осуществления функций государства. Например, расстрел мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся с демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских чинов, что ОМОН не будет избивать невинных людей, применение силы остается реальностью в милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и, следовательно, антиправовые методы должны регулироваться и подвергаться контролю.

По этой причине основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, требуют от государств – членов ООН законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения соответствующих правовых норм до сведения населения.

Ю.П. Соловей в статье «Правовое регулирование применения милицией силы» отмечает, что «перестроечные процессы явственно обнаружили отмечавшуюся ранее лишь некоторыми специалистами несостоятельность правового регулирования применения милицией силы и огнестрельного оружия. Причем речь шла не только о его формах, представленных исключительно ведомственными, а не законодательными, как того требовала специфика предмета регулирования, актами. Нуждается само содержание такого регулирования в серьезном пересмотре из-за его противоречивости и двусмысленности, а потому и работники милиции и законопослушные граждане не могли чувствовать себя достаточно защищенными»*.

С принятием Закона РСФСР о милиции от 18 апреля 1991 г., посвятившего, как и его аналоги, действующие в странах ближнего зарубежья, применению милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия отдельный раздел, принудительная милицейская власть обрела необходимую ей легитимность.

Из анализа новых законодательных норм, которые регламентируют применение российской милицией физической силы и специальных средств следует, что содержания термина «физическая сила» Закон о милиции не раскрывает, а указывает

*Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // государство и право. – 1993. - № 4. – с.107.

лишь на «боевые приемы борьбы» как на разновидность физической силы. Что следует понимать под этим термином согласно Закону о милиции? Думается, что это не сопровождающие применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника милиции, направленные против отдельных лиц либо имущества состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества, в целях прекращения активного противоправного поведения этих лиц, или, в случае их противоправного бездействия, самостоятельного исполнения сотрудником милиции своего законного требования.

Применением силы являются и принудительное извлечение из салона автомобиля управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, взлом замка квартиры, когда находящиеся в ней отказываются открыть дверь милиции; физические усилия, направленные на сдерживание, оттеснение или рассредоточение толпы в ходе поддержания порядка на митингах, демонстрациях или в случае их незаконности, ликвидации подобных нарушений и т.п.

Критерии применения физической силы не должны носить характера наказания, пытки или издевательства, и российский Закон о милиции, подразумевающий это, должен был бы вобрать в себя соответствующие международно-правовые нормы текстуально. Так, Б.А. Золотухин предлагая дополнить ст. 5 Закона о милиции двумя частями следующего содержания: «Сотруднику милиции запрещается осуществлять, подстрекать или терпимо относится к любому представляющему собой жесткие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания. К запрещенным настоящей статьей видам обращения и наказания не относятся боль и страдание, которые возникают в результате законных действий милиции, неотделимы от них или вызываются ими случайно»*.

В соответствии со ст. 13 Закона о милиции «сотрудники имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений, задержания лиц, их совершивших, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей».

*См.: III сессию Верховного Совета РСФСР. Бюллетень № 15 совместного заседания Совета Республик и Совета Национальностей от 27 февраля 1991 г., М., с. 67.

Отказ законодателя от самостоятельного регулирования объема специальных средств принуждения, находящихся на вооружении милиции, привел к тому, что кое-где этот вопрос стал решаться местными органами. Например, в Благовещенске милицию вооружили электрошоковыми дубинками корейского производства, на Ставрополье в руках милиционеров – нагайка.

Специальные средства милиция может использовать на законных основаниях тогда, когда участники несанкционированных митингов прибегают к насильственным действиям.

Главной целью функций государства является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписанию правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

Заключение.

В заключение хочется сказать, что функции государства выражают его сущность, его роль в решении основных вопросов общественной жизни и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Генеральной функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их числу относятся:

социально-культурные условия;

экономические условия;

политические условия.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, правовой и социальной защищенности личности.

Таким образом, функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

Литература:

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением ВС РСФСР от 22.11.91 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР –1991.- №52. –ст.1865.

Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина.– М.: Юрид. лит.,1994.

Закон РСФСР о милиции от 18.04.91 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. - № 16. – ст. 503.

Гавриленко Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под ред. В.И. Шабайлова.–Минск.: Наука и техника.,1991.–ст.92-104.

Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. – М.: Юрид. лит.,1986.– Особ.ст.16-17.

Лившиц Р.З. Государство и право в современном мире. // Теория права: Новые идеи. Вып.1 – М.:1991.– с.13-16.

Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право.– 1993.№6. – с.98-108.

Комаров С.А. Общая теория государства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»