←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.
По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на:
преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания);
проступки (отсутствие общественной опасности).
гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право)
административно-правовые (административное, финансовое, земельное, процессуальное право)
дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).
Правовое регулирование функционирования политической системы.
Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты применения.
Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.
Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.
Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);
как стадию реализации права.
Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:
исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр., распределение матер.фондов);
правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);
Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные;
юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).
Стадии:
Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.
Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Уяснение смысла и содержания нормы права.
Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами.
Принятие акта применения нормы права.
Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.
Государство и этнос.
Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права (Франция, Германия, Италия, Испания ит.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую науку,приспособленную к условиям современного мира.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового закодательства.
Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.
По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива.
Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение,основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.
Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.
В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.
В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой.
Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.
Объективное и субъективное право. Понятие и соотношение.
Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.
Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки.
В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
|
|