Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Аспекты управления

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


состояния в другое, чему-то придает новое направление дви¬жения или развития. Во многих процессах может быть деятель¬ность ("объемная"), могут быть отношения (и прочные), но если нет действительного воздействия — влияния, обеспечивающего какую-то цель, то нет и управления. В известном смысле воздей¬ствие — это результирующая деятельности, взаимодействия, от¬ношения.

Импульсом и формирующей силой в управлении служат зна¬ния, мысль и воля человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании че¬ловека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощуще¬ния необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкрепленных расчетами, ресурсами, проектами, моделями и главное волей — желанием и стремлени¬ем сделать дело. А это значит, что управляющее воздействие не¬обходимо должно содержать в себе момент целеполагания (об этом сказано в определении).

Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и кон¬кретных видов деятельности принадлежит науке, художественно¬му творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность. В управлении все сказанное, описанное и обду¬манное, выраженное в литературной форме и политических до¬кументах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулиро¬ванным с учетом наличных материальных, финансовых, инфор¬мационных, правовых и организационных ресурсов.

В этом смысле любое управляющее воздействие должно всег¬да содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т. е. вызывать дей¬ствительное движение к цели и приближение к ней.

Далее, управление необходимо там и тогда, где и когда воз¬никает потребность в распределении и согласовании деятельнос¬ти энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каж¬дого из членов группы. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном прояв¬лении, как организационный момент.

"Организовывать" означает располагать людей в пространст¬венной (территория, сооружения) и функциональной (социаль¬ные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимооб¬мен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Из¬вестно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.

В уп¬равлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провоз¬глашается, признается, утверждается и т. д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обще¬стве не снимают проблем социального нормирования, выработ¬ки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые долж¬ны быть надлежащим образом представлены в каждом управля¬ющем воздействии.

В итоге можно утверждать, что когда произносится термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о су¬ществовании управляющего воздействия.

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, кол¬лективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специаль¬но созданные структуры (государство, общественные объедине¬ния, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т. д.) .

АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление как общественное явление, отработанное и при¬способленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъ¬ектом, так и объектом управляющего воздействия выступает че¬ловек — сложнейшее биосоциальное создание природы и обще¬ства. Влияет и то, что управление органично включено в меха¬низмы взаимодействия природы, человека, общества.

Комплексный и многогранный характер управления порожда¬ет теоретические посылки, которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов, сторон, их взаимосвязей и проявлений.

Во-первых, каждый под¬ход (взгляд, ракурс) к управлению несет в себе познавательный смысл, "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань, сторону этого сложного общественного явления.

Во-вто¬рых, каждый аспект исследования выполняет свою познаватель¬ную функцию и их не следует противопоставлять друг другу, вы¬пячивать один и принижать другой, считать один справедливым, а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать нас к истине.

И, в-третьих, единство сущности управления предполагает всё же, что различные аспекты исследования управления, выявленные ими различные его элементы, стороны, грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы, соотноситься с сущ¬ностью управления, отражать и характеризовать именно управле¬ние, а не что-то иное, близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления, в которой управ¬ление проявляет себя как сложная целостность во всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь, "не разложишь по полочкам", а надо обо всем знать, все учитывать и использовать. Не случайно самые большие труд¬ности управление вызывает не в познании, а в применении.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Очень большое значение для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономические иссле¬дования. Именно усилиями прежде всего экономистов был зало¬жен менеджмент — теория управления бизнесом, предпринима¬тельством, производством, услугами. Синтез экономических и технологических знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф. Тейло¬ром, Г. Эмерсоном, А. Файолем и другими известными специа¬листами, стал фактически тем "первозданным" толчком, кото¬рый постепенно привел к становлению той системы знаний, ко¬торую в наши дни мы называем "теорией управления". Опыт XX века доказал, что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности, обу¬словленная специализацией и кооперацией труда, производства и обслуживания. Логично, что при анализе экономических ас¬пектов управления особое внимание уделяется вопросам функ¬ционирования и развития производственных сил, в частности, с точки зрения роста производительности труда, взаимосвязям и взаимодействиям производительных сил и производственных от¬ношений, проявлениям управления в свободной рыночной эко¬номике, государственному программированию экономической жизни. К этому примыкают анализы сущности и особенностей управления на различных уровнях экономической деятельности: территориальный экономический регион, национальная и транс¬национальная корпорация, холдинг, фирма, производственное объединение, предприятие и т. д.

Экономически исследуется само управление, которое, с одной стороны, требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление, а с другой — призвано приносить какие-то объективные результаты, общественную пользу, давать социальный эффект. И отдельным людям, и их коллективам, и обществу в целом всегда важно знать экономическую цену (стоимость) управления — разницу между полученной пользой (решенной проблемой) и издержка¬ми на нее.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Важные аспекты управления раскрыты социологической мыс¬лью (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, Д. Бернхэм и др.), которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состояни¬ем управления и уровнем упорядоченности общественных про¬цессов. Здесь и двойственный характер управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция "идеальной" уп¬равленческой бюрократии — общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизирован¬ным регулированием в машинно-технологических системах, что привело к технократическим подходам к управлению и их моди¬фицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров и многое другое, что, в общем-то, отражает реальные перемены происходившие в управлении в течение последних двух веков. Возникло научное течение "социология управления", в рамках которой управление рассматривается в качестве сложного механизма взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов. Одновременно социологические знания, отражающие социальный "срез" жизни общества, привнесены в теорию и практику управления, что позволило углубить социаль¬ные характеристики многих управленческих элементов и взаимо¬связей .

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Разумеется, что управление обычно связано с властью (в ши¬роком социологическом смысле), исходит из нее, опирается на власть, вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Зна¬чит, в нем явственно обнаруживаются политические

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»