Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Коммуникации в организации. Особенности человеко-машинной коммуникации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


допускали люди, управляющие техникой. Все те преимущества, которые были достигнуты благодаря техниче-скому усовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточ-ными, несвоевременными действиями человека.

Первой реакцией на такое несоответствие была попытка исключить ошибки человека за счет еще большей автоматизации техники и замены в ней человека. В этот период происходило становление кибернетики, и вера в неограниченные возможности этой новой области науки порождала иллюзии, будто бы техника, доведенная до соответствующего уровня совершенства, сможет решать любые задачи, которые до этого решал человек. Однако от подобного подхода к разре-шению возникшей проблемы вскоре пришлось отказаться, ибо практика показа-ла, что техника способна замещать далеко не все функции человека. Даже там, где можно полностью заменить человека автоматом, делать это не всегда целесо-образно.

Другим, более реальным путем разрешения этой принципиальной проблемы был анализ причин столь большого числа ошибочных действий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей его уменьшения. И первый вопрос, который, естественно, возникал при этом, заключался в следующем: по-чему эта проблема не возникла раньше? Изучение его позволило вскрыть чрез-вычайно важную особенность новой техники: эта техника делала возможным решение принципиально новых задач, но при этом создавала для взаимодейст-вующего с ней человека и принципиально новые условия труда.

Присущие новой технике сложные быстротечные процессы с большим чис-лом меняющихся параметров требовали от человека такой скорости восприятия и переработки текущей информации, которая в некоторых случаях превышала его пропускную способность. Человек в процессе управления такими системами по-рой просто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним за-дачами. Если к тому же учесть, что подобные задачи приходилось решать в не-обычных условиях жизнедеятельности (например, на самолете в условиях пере-грузки, недостатка кислорода и пр.), высокой цены ошибки, то станет очевид-ным, сколь существенно изменились условия жизнедеятельности человека в но-вых системах управления.

Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обна-ружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно но-вых условий работы - условий, при которых человек уже не мог даже при моби-лизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решать возложен-ные на него задачи. Отсюда следовал важный вывод: причиной низкой эффек-тивности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препят-ствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и факти-чески провоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучении психофизиологических особенностей деятельности человека и новых сложных технических системах, изучения его возможностей по разрешению воз-никающих в ней задач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовке операторов для управления ими.

Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс спе-циальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», спо-собных эффективно разрешать возложенных на них задачи. Для решения этого круга проблем и сформировалось новое научное направление в психологической науке, получившее название инженерной психологии.

При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и заканчивая принятием от-ветственных решений на высших уровнях управления. Это порождает при инже-нерно-психологическом анализе АСУ комплекс весьма сложных задач, таких как организация взаимодействия человека и ЭВМ, где особая актуальность, по-прежнему, принадлежит вопросу о распределении функций, рациональном со-пряжении ЭВМ и творческой деятельности человека. Актуальна и задача, связан-ная с поиском общего языка описания диалоговых систем «человек-ЭВМ», син-хронизация их взаимодействия.

Однако в настоящее время в связи со стремительным развитием компьютери-зации особый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации.

Выделяют функциональные, онтогенетические и исторические аспекты ком-пьютеризации.

Под функциональными последствиями понимают преобразование шаблонных и творческих компонентов, происходящих в решении задач компьютерными средствами по сравнению с традиционными формами. Общие функциональные последствия компьютеризации состоят в редуцировании одних, сохранении и модификации других и появлении новых задач.

Функциональные последствия компьютеризации могут быть как осознавае-мыми, так и неосознаваемыми. Например, при редуцировании и передаче компь-ютеру вычислительных операций у человека сохраняются традиционные навыки, знания, отношения, которые вступают в новые связи с выполнением компьютер-ных операций, оказывают влияние на формирование психологической готовно-сти или психологического барьера к взаимодействию с компьютером. Как пока-зал анализ, таковыми являются «эврологизации», т.е. приобретение компьютери-зированной деятельностью творческого характера по сравнению с традиционной, эффект «паритета», т.е. примерно равного соотношения творческих и шаблонных компонентов как в компьютеризированной, так и в традиционной деятельности; эффект «деэврологизации», т.е. преобладание шаблонных компонентов по срав-нению с традиционной; «неопределенный» эффект, проявляющийся в размытом, неосознаваемом, неустойчивом соотношении шаблонных и творческих компо-нентов в компьютеризированной деятельности по сравнению с традиционной. Функциональные последствия компьютеризации можно разделить также на ре-альные (непосредственно включенные в решение компьютеризированной задачи) и потенциальные (проявляющиеся как тенденция). Например, начинающие поль-зователи рассматривают работу с компьютером как интересную, отличающуюся новизной по сравнению с деятельностью традиционной. Вместе с тем, опытные пользователи знают, что многократное повторение взаимодействий с компьюте-ром будет приводит к монотонности и шаблонности деятельности. В связи с этим они вводят в компьютерные программы шутки для предупреждения этих нежела-тельных явлений. Однако, как они отмечают, даже шутки со временем надоеда-ют. Соотношение позитивных и негативных функциональных последствий в раз-личных типах компьютеризированных систем зависит от конкретных условий: типов решаемых профессиональных задач, подготовки пользователей, от качест-ва работы компьютера и организации работы в дисплейном классе.

В онтогенетическом плане рассматривается личностное развитие, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным лично-стным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовле-чения его в решение более сложных задач; развитие логического, прогностиче-ского и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, состав-ляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения. К позитивным результатам можно отнести такое развитие у пользователей адекват-ной специализации познавательных процессов, как восприятия, мышления, фор-мирования специализированной деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач.

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продук-тивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способно-сти решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.

К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллек-туальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью ком-пьютера, сведении процессов решения к формально-логическом компонентам.

Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации снижа-ет их гибкость и тем самым возможности переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. В связи с этим формирую-щиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и ак-куратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной дея-тельности и ее сложности перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняю-щихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выра-женной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному со-стоянию.

Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него про-грамму, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ве-дущую роль.

На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризирован-ной деятельности человек по отношению к компьютеру как орудию может вы-полнять подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль в процессе длительной работы с ним.

Таким образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшение интел-лектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности.

Список литературы:

1. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества лично-сти» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и со-циальных технологий «Регалис», 1998.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник м: «Высшая шко-ла»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»