Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Конспект лекций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


удовлетворения стратегических потребностей общества.

Холдинг-компания – АО, владеющее контрольными пакетами акций юридически самостоятельных организаций с целью осуществления контроля за их деятельностью.

В мировой практике успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к производительному труду: теория Х, теория Y, теория ожидания, теория потребностей, теория справедливости. Каждая теория имеет практическое применение при работе с персоналом.

Теория Х исходит из предположения, что часть людей не склонны к самоорганизации, лишены честолюбия, являются «ведомыми». Теория Х предлагает для таких людей подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбия.

Теория У, напротив, исходит из того, что часть людей обладает большим творческим потенциалом и при соответствующем стимулировании способны принести большую пользу, и организации, и себе. Теория У предлагает для таких людей подбирать руководителей-демократов, владеющих социально-психологическими методами управления.

Теория ожидания основана на том, что часть людей может хорошо работать, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. ожидания будут реализованы. Для таких людей рекомендуется подбор быстровыполнимых заданий либо постоянные уведомления о пользе их труда.

Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.

Предметом теории организации являются организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Организационные отношения могут быть структурными и процессорными.

Родоначальником научной теории организации производства считают Ф.У.Тэйлора, выдвинувшего строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж, рационализация трудовых приемов и т.д. Тэйлор и его последователи Ганнт, Эмерсон, Форд и другие разработали и утвердили такие принципы научного управления, как

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс.

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки. Формирование функций менеджмента.

Одновременно с возникновением тэйлористской школы возникла т.н. административная школа менеджмента, которую связывают с именем А.Файоля. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей, организация непременно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления, такие как Разделение труда, Власть и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство руководства, Подчинение частных интересов общим, Вознаграждение, Централизация, Скалярная цепь, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места персонала, Инициатива, Корпоративный дух.

В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и пространстве. Порядок может быть алфавитным, номерным, должностным, сложившимся, ведомственным, особым, уставным, по законодательству и др.

Научная теория воплощается для практического применения в виде методологии и методик. Одной из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель – преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и напряженности, позиции «ждать» и «догонять», состояния «винтика».

Организация и управление.

Система управления (СУ) представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.

Методология управления включает в себя – цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.

Процесс управления представляет собой – систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура управления включает в себя – функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействия высших органов управления и профессионализм персонала.

Техника управления включает – компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления – механизм управления.

Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление.

СУ организации рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука – это прагматизм, а искусство – творчество.

Традиционно российская школа управления испытывает влияние американской и японской управленческих школ.

Япония США

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Индивидуальный характер принятия решений

Коллективная ответственность Индивидуальная ответственность

Гибкая структура управления Строго формализованная структура управления

Неформальная организация контроля Формализованная процедура контроля

Коллективный контроль Индивидуальный контроль руководства

Замедленная оценка работника и служебный рост Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе

Основное качество руководителя – умение координировать действия и контролировать Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива

Ориентация управления на группу Ориентация управления на личность

Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату Оценка управления на основании индивидуальных результатов

Неформальные отношения с подчиненными Формальные отношения с подчиненными

Продвижение по старшинству и стажу Деловая карьера обусловливается личными результатами

Подготовка руководителей-универсалов Подготовка узкоспециализированных руководителей

Оплата труда по результатам группы и на основании стажа работы Оплата труда по индивидуальным достижениям

Долгосрочная занятость руководителя в фирме Найм на работу на непредсказуемый (в т.ч. короткий) период

Функции и структура управления организации находятся в диалектическом единстве.

При создании новой организации функции служат основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций.

В общем виде функция – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями, функции управления управленческой деятельностью.

К функциям управления управленческой деятельностью относятся: стратегическое управление, внешнее представительство, консультационная деятельность.

Функции управления управленческой деятельностью выполняют работники, имеющие в распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации. Образуется следующая иерархия: конкретные функции управления, общие функции управления, типовые процедуры, набор операций.

Каждая функция, процедура и операция имеют три главных параметра: трудоемкость, сложность и стоимость. Трудоемкость выражается в часах. Сложность имеет три уровня – низкий, средний и высокий. Уровень сложности определяется на основе преобладания технических, логических либо творческих операций.

Каждая общая функция управления, составляющая конкретную ФУ, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение, организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения. ФУ считается административной, если среди составляющих ее процедур приоритетна процедура «принятие решения» или «утверждение решения». ФУ считается технологической, если приоритетны процедуры «подготовка решения», «согласование» или «организация выполнения решения». При отсутствии в ФУ приоритетных процедур она считается патронажной.

Взаимосвязь между функциями выражается следующим образом:

Ткфу = Тп + То + Та + Тк;

Скфу = (Тп*Сп + То *Со + Та *Са + Тк*Ск) / Ткфу

где Тп , То , Та , Тк - трудоемкости, а Сп , Со , Са , Ск – номера уровней

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»