Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Конспект лекций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Скачать реферат


одной ступени противоречия на требуемую осуществляется путем создания и (или) предотвращения конфликтов. Конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новой информации, существенно меняющей старые представления об интересующем объекте или процессе. Конфликты бывают естественными и искусственными. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Конфликты могут быть деловые или открытые, межличностные или скрытые, тлеющие.

Всякий конфликт должен быть подготовлен, ограничен и иметь три фазы: создание, функционирование и выход. Выход из конфликта может быть достигнут принятием компромиссных решений. Для этого используются три пути:

- достижение взаимных уступок (консенсуса);

- подавление потребностей и интересов одной из сторон;

- предварительный учет приоритетов потребностей и интересов личности, коллектива.

Каждая ступень противоречий характеризует статику коммуникаций в организации, а конфликты определяют динамику ее деятельности. Обычно организация характеризуется взрывным характером конфликта и долговременным периодом противоречий.

Ступень противоречия

Антагонизм А4

Анархия и

противостояние

Б4 В4

Неустойчивость

Реформа базиса

Столкновение А3

Анархия Б3

Стабильность в развивающейся рыночной В3

Неустойчивость

Реформа надстройки

Поляризация

А2

Б2

Стабильность в развивающейся плановой

В2

Различие А1

Застой Б1

Особая область

Область обучения В1

Волюнтаризм

Субъективизм

Низкий Средний Высокий

Уровень централизации управления

На ступени «различие» (аналогично, как и при полной поддержке), система управления малоэффективна при любом внимании менеджера к управлению. Система находится в области «застой-волюнтаризм». При любых стараниях руководителя, на данной ступени противоречия дела будут идти плохо. Для этой ступени единственным позитивным сегментом является область Б1, т.к. она граничит не только с областью В1 (волюнтаризм и субъективизм), но и с областью Б2 (стабильность в развивающейся плановой экономике). Это область обучения персонала новым технологиям производства и управления.

На ступени «поляризация» представляет интерес область Б2, характеризующаяся средним уровнем централизации управления. Это область стабильно развивающейся плановой экономики. Увеличение или ослабление внимания к управлению переводит ситуацию в переходные области А2 или В2, т.е. в некоторое нестабильное состояние.

На ступени «столкновение» наилучшая область также достигается при среднем внимании к управлению. Область Б3 – область стабильности организации в развивающейся рыночной экономике. При усилении или ослаблении централизации управления формируется либо область анархии, либо неустойчивая область, требующая реформ системы управления или смены управленческой команды.

На ступени «антагонизм» представляет интерес область В4, характеризующая необходимость либо смены формы собственности, либо перехода на принципиально новые технологии.

Приведенная матрица наглядно демонстрирует, что стабильность во всех случаях достигается при средних уровнях противоречий и среднем уровне централизации управления.

Данная матрица может быть использована для анализа предполагаемых вариантов стратегий менеджмента. Предположим, организация находится в области А4 (анархия и противостояние). Требуется перевести ее в желаемую область Б3. При этом возможно три сценария перехода

1. А4 Б4  В4  В3  Б3

2. А4  А3  Б3

3. А4  А3  А2  Б2  Б3

Первый вариант (гайдаровско-чубайсовский) связан с профессионализацией процесса управления, предполагает усиление действия различных методов управления с целью мотивации к труду. В области В4 неизбежны потрясения. Это путь самый «кровавый», но и самый быстрый по времени.

Второй вариант (примаковский) начинается с частичного умиротворения. Дальнейший переход от А3 к Б3 основан на комплексном использовании различных методов управления. Это долгий эволюционный путь.

Третий вариант (зюгановский) имеет наибольшую социальную направленность.

Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем регламентное управление и организация. Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление.

Выделяют техническую, биологическую, социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация – это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений и реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля.

Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллектива, организации, индивидуума).

Принципы самоуправления:

- принцип вторичности – самоуправление не может быть первичным в организации;

- принцип сочетания управления и самоуправления – в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления;

- принцип мягкой регламентации – процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями организации.

Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Коллективная самоорганизация может происходить в трех средах:

- внутренних коммуникаций;

- внешних коммуникаций;

- рисковых операций.

Для внутренней среды характерны типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых узловым элементом является не руководитель, а неформальный лидер. Для среды внешних коммуникаций добавляются матричная и редко используемая иерархическая схемы, а также сочетания всех приведенных схем, которые могут быть реализованы в виртуальном виде. Для среды рисковых операций добавляется узловая схема на базе всех существующих схем, в которых на ключевых (узловых) местах выдвигаются неформальные лидеры. Они самоорганизуют только часть общей структуры и не могут знать о существовании других.

Базовые законы организации.

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает в себя четыре составляющие – входное воздействие, преобразование входного воздействия, результат преобразования входного воздействия, влияние результата на входное воздействие. Входным воздействием может являться поступающая информация либо субъективное управленческое воздействие. Преобразование входного воздействия заключается в обработке входного воздействия по определенному алгоритму. Результатом преобразования управленческого воздействия может быть управленческое решение либо исполнительское действие. Влияние результата на входное воздействие может заключаться либо в корректировке алгоритма обработки начального входного воздействия либо в изменении его значения.

Зависимости между входными воздействиями и выходными результатами могут иметь различный вид (табличные, графические, формульные, словесные; набор параграфов, статей, инструкций. положений).

Зависимости могут быть объективными и субъективными, кратковременными и долговременными, моральными и аморальными. Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей. Субъективные зависимости создаются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.

Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон». Закон – это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (Конституция, законы, подзаконные акты, уставы и т.д.); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Объективные законы носят название законов организации, а субъективные законы – законов для организации. Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования. Механизм действия – это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Организация всегда испытывает два воздействия – первое со стороны закона, второе со стороны руководителя. Если механизм действия и механизм

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»