←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
организациями, а руководителям приходится рабо¬тать с динамическими организациями. Для работы с динамически¬ми организациями разработано несколько консультационных тех¬нологий, например, технология «прорыв», рассмотренная выше, и ее модификации.
Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации законов организации и законов для организаций.
Принципы статической и динамической организации
Принципы приоритета
• Принцип приоритета цели: в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (рис. 2а). Функции (подфункции) — виды конкретных работ. Например, из цели «поднять производительность труда» вытека¬ет ряд конкретных задач, в частности, заменить станок А на ста¬нок Б. Из этой задачи вытекает набор функций (или поруче¬ний), например, экономисту Иванову К.В. за три дня составить калькуляцию затрат на замену станка, рабочему Петрова А.Н. на четвертый день заменить станок, электрику Сидорову В. К. под¬ключить силовой кабель к станку и т.д.
Если какая-либо задача из набора нереализуема (технически, экономически и т.д.), то приоритет переходит к ней (рис. 2б), при этом цель 1 должна быть скорректирована до цели 2 и далее вновь приоритет переходит к цели. Если какая-либо функция из набора нереализуема, то приоритет переходит к ней (рис. 2в), при этом должна быть скорректирована соответствующая задача из прежнего набора и сама цель до цели 3, далее вновь приори¬тет переходит к цели.
Рис. 2. Схема приоритетов в системе цель-задача-функция:
а) штатная схема, б) нереализуемость задачи,
в) нереализуемость функции
• Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализу¬ется набором задач. Затем эти задачи группируются по общно¬сти и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц (рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь целей, задач, функций и структур
Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются вариан¬ты по принципу приоритета цели.
• Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со вре¬менем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура
взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень не¬
большой диапазон изменения структуры в виде ликвидации,
расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или
приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения
выполняемых функций. При превышении этого диапазона орга¬низация может не справиться с новыми функциями.
Например, оборонное предприятие по производству танков не получает государственного заказа и простаивает. Руководите¬лю предлагают два варианта плана конверсии: первый — пере¬ход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвали¬дов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной ре¬организации. А на это уйдет много лет. Второй вариант более приемлем и окажется более прибыльным, так как уже сущест¬вующие звенья и налаженная система коммуникаций при небольших изменениях могут сразу включиться в слаженную рабо¬ту. Таким образом, у действующей организации небольшой вы¬бор среди новых наборов функций.
• Принцип приоритета субъекта управления над объектом
при создании структурного подразделения (звена): при создании
организации собственник или учредители должны подбирать «под
себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение органи¬зации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личност¬ным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной рабо¬ты. В этом случае хорошо работает система номенклатурного назначения, т. е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками организации либо по рекомендации (табл. 2).
Табл. 5.2 Особенности номенклатурных назначений
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Сохранение профессионализма в управлен¬ческом труде
При перемещениях человек имеет больше возможности найти интересную работу Появляются новые идеи управления и новые кадры
При назначении на новую должность чело¬век всегда испытывает прилив энергии
Расширяются связи за счет новых контактов
Быстрое освобождение очередного руководящего поста для продвижения кадров Механистический под¬ход к человеку (без уче¬та личных качеств)
Надежда на слабую от¬ветственность
Слабый профессио¬нальный уровень на начальном этапе работы
• Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специали¬сты организации должны подбираться под конкретные структур¬ные подразделения с учетом их совместимости. Например, глав¬ный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгал¬терии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает И по-другому, когда номенклатурный работник по¬степенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кон¬чается.
Принципы соответствия
• Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В
Рис. 4. Схема взаимовлияния функции и цели
противном случае одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены (рис. 4).
• Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у
каждого работника должен быть один линейный руководитель и
любое количество функциональных. Не допускается ситуации, ко¬гда подчиненный по другим каналам является линейным руко¬водителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить
этот вопрос. Даже у президента страны должен быть линейный руководи¬тель, который представлен в виде коллективного органа: кон¬гресс, парламент и т.д.
• Принцип соответствия эффективности производства и
экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увели¬чение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано. Известный политический лозунг бывшего СССР периода застоя: «Экономика должна быть экономной» не соот¬ветствует данному принципу.
• Принцип оптимального сочетания централизации и децентра¬лизации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эф¬фективно, нем их промежуточные по размеру аналоги. Многие ру¬ководители не замечают, что их организации постепенно пре¬вращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персо¬нала, рост затрат на управленческий аппарат.
• Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным
количеством вспомогательных операций.
• Принцип ритмичности: производственные и информацион¬ные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. Например, равномерная подготовка рабочих к сдаче экзаменам по техники безопасности.
• Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.
• Принцип синхронизации (системный принцип): среди произ¬водственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.
Заключение
• Система управления (СУ) представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.
• Методология и процесс управления формируют управленческую
деятельность, а структура и техника управления — механизм
управления.
• СУ организации рассматривается как сочетание науки и искусства
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|