Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Проблема организации справочно-библиографического обслуживания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


поступления 1996-1999 гг.); подписка на периодические издания.

1.2. Описание библиотечных каталогов

"Библиотечные каталоги или каталоговедение - это часть библиотековедения, изучающая историю, теорию, системы и формы библиотечных каталогов, методику и технику каталогизации" (Э.Р. Сукиасян). [9, с. 72]

Таким образом, упрощенно можно выделить два блока данного курса: каталогизационные процессы, связанные с составлением библиографического описания (БО), в том числе с индексированием (систематизацией и предметизацией), и каталогизационные процессы, связанные с ведением и редактированием каталогов. У каждого блока есть свод основополагающих документов, регламентирующих данные виды деятельности : в первом случае это - правила каталогизаци-онного описания, язык библиографического описания (ЯБО), классификационные системы, списки предметных рубрик (язык предметных рубрик - ЯПР), тезаурусы и т.п., во втором случае это - правила оформления, ведения и редактирования каталогов.

Процесс формирования БО очень трудоемкий, один из самых дорогостоящих технологических процессов и поэтому в идеале в современной автоматизированной библиотеке единожды сформированное БО используется затем многократно. [9, с. 74-76]

Материал сгруппирован по следующим разделам:

1. Краткий обзор эволюции библиотечных каталогов;

2. Традиционная каталогизация: общая и частная методика составления БО;

3. Алфавитный каталог (АК);

4. Автоматизация каталогизационных процессов. Электронный каталог (ЭК);

5. Классификационные системы, систематический каталог (СК);

6. Предметизация, предметный каталог (ПК);

7. Лингвистическое обеспечение ЭК.

Схематически структуру средств описания библиотечных каталогов можно представить в виде:

Схема1. Структура средств описания библиотечных каталогов

.

2. ЭВОЛЮЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАТАЛОГОВ

2.1. Электроника для библиотеки

В рамках программы "Tempus-Tacis" происходит модернизация библиотечного дела научно-технической библиотеки

Внедрение этой системы позволяет полностью автоматизировать библиотечный процесс. Например, в компьютер вводятся данные обо всех читателях и полный перечень библиотечного фонда. Это позволяет с максимальной скоростью определять наличие в библиотеке той или иной книги, нахождение ее у кого-либо из читателей и т.д. Советом библиотеки принято решение ввести в электронный каталог самые необходимые читателям книги, каковыми являются книжные фонды читального зала и справочно - библиотечного отдела. Также в библиотеке создан сектор научно-технической информации, в котором имеются три рабочих компьютерных места, благодаря чему любой читатель сможет быстро узнать о наличии в библиотеке интересующей его литературы, а также где конкретно = в абонементе или читальном зале = находится любая из 700 тысяч единиц хранения библиотечного фонда. В перспективе планируется создание электронной регистрационной картотеки всех читателей библиотеки, что ускорит процесс обслуживания читателей. [25, с. 50-54]

2.2. Формирование ресурсной базы онлайнового СБО

Рассмотрено формирование онлайновой ресурсной базы как технологического процесса справочно- библиографического обслуживания.

В настоящее время существует много проблем организации онлайнового справочно-библиографического обслуживания (СБО). Это - формирование материально-технической базы (наличие мощных ПК, программного обеспечения, телекоммуникационных каналов с высокой скоростью прохождения), подбор и обучение персонала, отработка технологии обслуживания. Важной является комплексная проблема взаимодействия пользователей и персонала, включающая правовое и финансовое регулирование их взаимоотношений, а также обучение пользователей, контроль за их работой в целях обеспечения безопасности компьютерной техники, сетей и информационных массивов. Но приоритетной стала проблема оценки, отбора и использования онлайновых ресурсов, которые в совокупности составляют ресурсную базу онлайнового СБО.

Основой обслуживания пользователей в процессах традиционного СБО всегда являлась и остается "система источников справочно-библиографического поиска" [1, c. 45], т.е. совокупность справочно-библиографических пособий, которые используются для нахождения требуемой информации. В 1970-1980-х гг. проблеме формирования традиционного справочно-библиографического фонда (СБФ) уделялось достаточно много внимания, что нашло отражение в многочисленных научных публикациях. Было постулировано, что СБФ может быть или целостным, объединяющим все справочно-библиографические ресурсы библиотеки, или рассредоточенным по отделам в соответствии с отраслевой специализацией, или носить универсальный характер с дублированием целого ряда изданий в других фондах [3, с 32-33]. Общеизвестно, что основу любого СБФ составляют информационные и справочные издания, являющиеся базой обслуживания.

Рассмотрим, что же представляет собой ресурсная база онлайнового обслуживания.

Активное внедрение новых способов обработки информации и изменение физической сущности части ее носителей, естественно, изменило профессиональные представления о СБФ . Под СБФ стала пониматься "особая группа печатных и электронных ресурсов, отобранная, приобретенная и предоставленная для доступа пользователям в определенном месте библиотекарями справочных отделов" [3, c. 34-36]. Данное определение характерно для переходного периода превращения "автоматизированной библиотеки" (библиотеки с автоматизированным СБА, но фондами, в большинстве случаев состоящими из изданий на традиционных носителях) в цифровую библиотеку (где в фондах преобладают электронные документы).

Дальнейшее внедрение современных информационных технологий, прежде всего сетевых, раздвинуло рамки видовой структуры ресурсной базы автоматизированного СБО, добавив к электронным каталогам библиотек, локальным БД, CD-ROM и DVD-ROM продуктам целый ряд онлайновых ресурсов справочного характера. В настоящее время по данным обзора мирового рынка информационных продуктов, проведенного в конце 1998 г., более 24 компаний и фирм, обслуживающих библиотечную сферу, создают и распространяют около 44 специализированных онлайновых, Web-based и CD-ROM систем [4, с. 73-74]. Эти системы активно используются при выполнении практически всех видов справок в СБО (тематических, фактографических, адресных, библиографических уточнений и др.). Кроме того, помимо специализированных продуктов может быть выделена особая группа потенциальных источников справочной информации, которые все активнее начинают использоваться в онлайновом СБО. Это веб-сайты универсального и отраслевого характера, создаваемые учреждениями, организациями и фирмами, для которых информационная деятельность (т.е. по сути создание информационных ресурсов) является вторичной по отношению к их основной деятельности: сайты крупных книжных издательств, журналов, газет, новостийных агентств, промышленных корпораций, научных центров, правительственных учреждений, торговых палат, музеев, спортивных клубов и туристических фирм. Все перечисленные сайты доступны пользователям и имеют большие возможности для выполнения оперативных запросов в СБО, в том числе фактографического характера.

Особую группу составляют сайты, пригодные для готовых справок (ready reference). Такие сайты хорошо организованы, снабжены системой ссылок на известные справочные источники, традиционно используемые для выполнения готовых справок (энциклопедии, словари, справочники, сборники цитат, адресно-справочные материалы), например World Factbook, Britannica online и др. В целом в качестве потенциальных источников информации могут рассматриваться любые электронные издания, представленные в Интернет. Эффективность их использования в СБО доказана результатами ряда исследований [5, с. 3-6].

В настоящее время специалисты идентифицируют девять видов тематических запросов, при выполнении которых целесообразность обращения к ресурсам Интернет подтверждена практикой: текущие события, юбилейные даты, "горячие темы"; бизнес; правительственная и правовая информация; популярная культура: информация о кино, телевидении, литературных бестселлерах, популярной музыке, выставках; информация о спорте; статистика по Интернет, списки Интернет-провайдеров, бесплатное программное обеспечение, обучающие программы; информация адресно-справочного характера; туристическая информация; медицинская информация просветительско-популярного характера [7, с. 69-70].

Все это делает проблему формирования и рационального использования онлайнового СБФ весьма актуальной для библиотекарей.

Рассмотрим эту проблему более подробно.

Важно определиться, что понимается под онлайновым СБФ , каковы его функции, структура и составные элементы. Являясь составной частью совокупного СБФ библиотеки, онлайновый СБФ представляет собой особую группу электронных удаленных источников информации, собранных и систематизированных в зависимости от потребностей пользователей, доступ к которым осуществляется в целях предоставления пользователям библиографической, фактографической и полнотекстовой информации. Доказано [13, с. 124-125], что онлайновое обслуживание пользователей стало одной из форм "классического" СБО и, естественно, многие функции, в том числе и формирование источниковой базы обслуживания, трансформируясь под влиянием внедрения информационных технологий, остаются в структуре деятельности .

Долгие годы существовала модель распределения функций, характерная для структуры библиотеки

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»