Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Профессиональный кодекс библиографа и его становление в России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


лидеров вызывало стремление библиотекарей к объединению и наличие выборных органов. Являясь "общественными организациями", имеющим свои "организационные центры", эти библиотечные объединения... пытаются превратиться из "методических организаций"... в организации, желающие взять на себя руководство всей библиотечной работой, подменяя этим соответствующие союзные органы, а в отдельных случаях и пытающиеся взять на себя задачи представительства по защите экономических и других интересов библиотечных работников.[6]. Увидев в объединениях чуть ли не контрреволюционные организации, всеукраинский съезд профсоюзных библиотекарей вынес резолюцию ликвидировать библиотечные объединения как никчемные, "кастовые (если не хуже) организации".

Такая, по словам Ф. Доблер, "зубодробительная тактика" по отношению к бибобъединениям хотя и не была типичной, ярко отражает накал страстей вокруг этой проблемы. Споры о соотношении объединений с политпросветом и профсоюзами проходили и на I Всеукраинском библиотечном съезде, и на конференциях организуемых библиотечным отделом Главполитпросвета.

Показательны в этом отношении методические конференции, на которых достаточно четко сформулировано официальное мнение и принятые конкретные резолюции: "обсуждение вопросов организационного политпросветовского характера не должно входить в работу бибобъединений... Вопросы... политподготовки... должны выпасть из сферы работы бибобъединения... Библиотечные объединения – это орган переподготовки по методической линии... Бибобъединения есть орган методбюро ОНО".[9, с. 17-18].

Эта резолюция не имела директивной силы, но она говорит о намерении Главполитпросвета свести функции объединений к чисто методическим.

Окончательно методическая направленность деятельности объединений была закреплена в "Инструкции о работе библиотечных совещаний". Эта инструкция, во-первых, изменила само название объединений, заменив его на "библиотечные совещания". Во вторых, что более важно - четко определило сущность и функции бибсовещаний: "Библиотечное совещание является одной из форм организации методической работы библиотек и систематического повышения квалификации библиотекарей. В его задачи входит:

а) проработка методических вопросов библиотечного дела;

б) поднятие квалификации бибработников путем разрешения актуальных вопросов библиотечного дела;

в)организация плановой помощи городских библиотекарей деревенским".

Выборный президиум как руководящий орган упразднялся.

Таким образом, библиотечные объединения перестали быть профессиональной общественной организацией, окончательно трансформировались в методический орган. Несколько выводов в заключении.

Созданные 20 - е годы библиотечные объединения стремились к профессиональной консолидации и содействовали развитию библиотечного дела в стране. Однако деятельность объединений по защите экономических и юридических прав библиотекарей, попытки улучшить условия их работы и быта встречали противодействие со стороны профсоюзов. Уполномоченные решать некоторые организационно-административные вопросы, бибобъединения фактически были лишены самостоятельного статуса и официальных полномочий. Наибольшего успеха они достигли в профессиональном просвещении библиотекарей. Предложенная объединениями децентрализованная система повышения квалификации имела следующие черты:

-повсеместность;

-всеобщий охват;

-непрерывность.

Основной причиной, которая затруднила дальнейшее развитие библиотечных объединений как общественных, профессиональных организаций (точнее – сделало это невозможным) и привела к их трансформации в методические органы, на наш взгляд, является строгая регламентация их деятельности, контроль со стороны органов управления библиотечным делом. Требование унификации форм, методов работы, организационных структур и планов сковывала творческую активность, инициативу библиотекарей. В построении и руководстве работой объединений фактически отсутствовали демократические начала. Объединения не имели самостоятельного статуса, юридических прав и материальной база для реализации задач по управлению библиотечным делом. Недостаточно четко была определена функциональная направленность деятельности библиотечных объединений, что влекло за собой дублирование ими отдельных функций органов политпросвета и профсоюзов.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС БИБЛИОГРАФИИ

2.1. Предпосылки появления кодекса

Заседание секции по библиографии состоялось 23 мая 1999 года, на нем присутствовали представители 20 библиотек федерального и регионального уровней и других учреждений культуры Российской Федерации. Заседание вели зав. сектором Отдела библиографии РГБ Р.Е. Бенева и ведущий научный сотрудник этого же отдела Г.Л. Левин. [28, с. 50-56]

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Обсуждено и принято Положения о Секции библиографии.

2. Утвержден План работы Секции на 2001-2002 год.

3. Состоялось избрание Постоянного комитета Секции.

Затем были заслушаны выступления членов Секции.

Во вступительном слове Р.Е. Бенева подчеркнула, что давно назрела необходимость профессиональной консолидации библиографов. Работа секции библиографии РБА дает возможности всем российским библиографам сблизить свои позиции и помочь коллегам в нелегкой работе особенно в наше сложное время. Именно в целях профессиональной консолидации группа представителей РНБ, РГБ, РКП и других российских библиотек обратилась с просьбой в Совет РБА, и 1 ноября 2000 г., рассмотрев заявление инициативной группы, Совет принял решение о создании Секции библиографии РБА.

Основные задачи и направления работы Секции отражены в Положении, которое должно отвечать потребностям специалистов-библиографов.

В результате обстоятельного, подробного обсуждения было принято Положение о Секции библиографии, в котором указывается, что основная цель Секции = содействие совершенствованию библиографической деятельности библиотек Российской Федерации и развитию отечественного библиографоведения.

Основные задачи и направления Секции:

• координация деятельности российских библиотек и других учреждений, занимающихся созданием и использованием библиографической информации, в целях удовлетворения современных информационно-библиографических потребностей общества;

• содействие решению задач национального библиографического учета;

• содействие формированию и оптимальному использованию информационно-библиографических ресурсов страны на основе внедрения компьютерно-сетевой технологии, мониторинга информационно-библиографического обеспечения;

• разработка и внедрение новых форм распространения знаний средствами библиографии;

• содействие развитию библиографии;

• инициирование научных исследований по проблемам библиографоведения;

• организация профессионального взаимодействия специалистов-библиографов на российском и международном уровне;

• содействие профессиональной подготовке и переподготовке библиографов и развитие системы непрерывного образования в области библиографии;

• развитие рекламы библиографической продукции и услуг.

Содержание деятельности Секции направлено на решение ее задач, в соответствии с которыми Секция:

• инициирует разработку нормативных документов, предложений и рекомендаций органам руководства;

• участвует в обсуждении и экспертизе стандартов и проектов стандартов и других нормативных документов, регламентирующих библиографическую деятельность в России и на международном уровне;

• организует и проводит дискуссии, конференции, совещания-семинары, симпозиумы, специализированные заседания и другие мероприятия с обсуждением наиболее актуальных вопросов библиографической деятельности и библиографоведения;

• участвует в работе конкурсных и экспертных комиссий, дает заключения, отзывы, рецензии на научные работы, справочные и библиографические издания, учебные программы, учебную литературу для системы библиографического образования и просвещения; представляет и предлагает работы и выдвигает специалистов для участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах, смотрах;

• проводит сбор и обработку информации и статистических данных по тематике, связанной с ее работой, дает рекомендации и консультации по теоретическим и практическим вопросам библиографической деятельности;

• участвует в работе специализированных методических и координационных органов (советов, комиссий), образованных министерствами, ведомствами, библиотеками и высшими учебными заведениями, представляя в них от имени Российской библиотечной ассоциации согласованную позицию библиотечной общественности. [28, с. 59]

План работы Секции был принят единогласно, он включает следующие пункты:

1. Проведение исследования «Библиографическая деятельность российских библиотек» на 2001-2002 гг. запланирован первый этап, касающийся библиографической деятельности национальных библиотек РНБ и РГБ.

2. Разработка национальной Программы по ретроспективной национальной библиографии РФ и Положения о ретроспективной национальной библиографии субъектов РФ.

3. Участие в разработке стандартов и правил по библиографическому описанию документов.

4. Проведение Всероссийской конференции по научно-вспомогательной библиографии (библиографии в помощь информационному обеспечению научных исследований) (Москва, РГБ, ноябрь 2001 г.).

В перспективе планируется доработка, обсуждение и принятие профессионального

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»