Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Профессиональный кодекс библиографа и его становление в России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


профессионального кодекса библиографа.

2.2. Профессиональная этика. Разработка "Кодекса российского библиотекаря"

Инициатива обращения к идее создания "Кодекса этики российского библиотекаря" принадлежит Московской библиотечной ассоциации (МБА). В 1993 г. была проведена конференция по проблеме "Профессиональное сознание библиотекарей", которая выявила потребность более глубокой разработки данной проблемы. В 1995 г. был проведен семинар "Профессиональная этика и этикет библиотекаря" (МБА); в 1996 г. - семинар "Профессиональные ценности библиотекаря как основа его профессиональной этики" (РБА, МБА). В МБА был создан дискуссионный клуб по проблемам библиотечной этики, а в рамках Российской библиотечной ассоциации - Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря". [11, с. 2-3]

Работа над "Кодексом" потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального сознания и представления об этических и этикетных нормах российских библиотекарей.

В этой связи создатель опирались, прежде всего, на опыт тех стран, где подобного рода документы существуют весьма давно. Так, подробно была изучена ситуация во Франции, Германии, Великобритании и, особенно, в США, где проблема разработки кодекса профессиональной этики библиотекарей впервые была поставлена уже в 1900-е годы. Впоследствии этот вопрос рассматривался ALA (Американской библиотечной ассоциацией) в 1929, 1938, 1975, 1981 и 1995 годах. Каждая редакция этического кодекса отражает современную ей действительность, положение библиотечной профессии в социуме, а также ситуацию, складывающуюся внутри профессии. Анализ этих документов показывает, что библиотекари все больше и больше осознавали свою профессиональную миссию, свою ответственность за развитие личности, за доступность знания, образования и т. п. Разработчики американского этического кодекса опирались на ряд важнейших документов, определяющих в целом положение библиотек в стране. Это, прежде всего "Билль о правах библиотек" (принят в 1961 г., уточнен в 1972 и 1980 гг.), и "Постановление о свободе чтения" (первая редакция - в 1953 г., уточнено в 1972), "Заявление о профессиональной этике" (1981 г.). [26, с. 41-46]

Перевод и анализ этих документов позволил осмыслить весь путь американских коллег, выявить сущность основных этапов разработки кодекса этики библиотекаря в США. Чрезвычайно полезным оказался семинар "Основы этики в библиотечном деле", организованный ALA и IREX для российских библиотекарей и прошедший в январе 1997 г. во ВГБИЛ. С американской стороны на нем присутствовали такие известные в библиотечном мире специалисты, как Марианна Тэкс Чолдин, директор Мортенсонского Центра Международных библиотечных программ Иллинойского университета в г. Урбана-Шампейн и Кэрол Эриксон, директор Международного отдела ALA. Вступительное слово на этом семинаре сделал Эдуард Кулаковский, заместитель атташе по вопросам культуры Информационного агенства США (USIS). Со своими впечатлениями об американских библиотеках, об их роли в создании атмосферы интеллектуальной свободы в обществе, говорила российские специалисты, побывавшые на стажировке в Америке.

Трудно переоценить также значение для разработчиков проекта российского "Кодекса" пакета документов Библиотечной ассоциации Великобритании, присланных английскими коллегами по просьбе Секретариата РБА: "Кодекса профессиональной этики Библиотечной ассоциации с пояснениями" (2-я редакция, 1996) и др. Важную роль в уточнении позиции рабочей группы сыграл "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (принят в 1972 г., последняя редакция в 1994 г.). Этот документ международного звучания рассматривают публичную библиотеку как оплот и достижение демократии, как гарант равных возможностей образования, интеллектуальной свободы и т. д. Глубоко была изучена деятельность других, в какой-то мере близких нам по роду своей деятельности, профессиональных сообществ по разработке аналогичных документов. [27, с. 134-136]

Так, были проанализированы "Кодекс профессиональной этики врача" (в том числе и принятый в 1948 г. в США "Кодекс Американской медицинской ассоциации"); "Кодекс профессиональной этики российского журналиста"; "Кодекс профессиональной этики", принятый специалистами, занятыми межкультурной коммуникацией, проект " Профессионального кодекса библиографа " и др.

Изучение всех этих документов позволило понять принципы их разработки, очертить круг аспектов, который закладывается в "Кодекс" и т. п. Понадобились нам и консультации юристов, для уточнения особенностей самого "жанра" документа. Конечно, разработка "Кодекса этики российского библиотекаря" потребовала не только знания зарубежного и инопрофессионального опыта, но и глубокого представления о своей сегодняшней действительности, а также теоретической проработки этого вопроса. Это было сделано на упоминавшихся уже семинарах и конференции. В их ходе были проанализированы такие понятия, как "профессиональные ценности библиотекаря", "этические нормы", "соотношение профессиональных ценностей с фундаментальными"; определен механизм возникновения этического конфликта на профессиональной почве, проанализированы реальные ситуации и др. К разработке проблемы были привлечены не только библиотекари - практики и библиотековеды, но и специалисты высокого уровня из других областей: философии (доктор философских наук Ю. А. Шрейдер), психологии (доктор психологических наук Е. А. Яблокова, кандидат психологических наук И. Г. Марасанов) и другие. Это позволило осмыслить проблему глубоко, на высоком научном уровне.

В результате такого комплексного анализа определились основные "поля" "Кодекса", т. е. те сферы библиотечного общения, которые будут им регламентироваться. Это:

- отношения руководителя библиотеки с властью (высшими органами);

- отношения руководителя библиотеки с руководителями других библиотек;

- отношения руководителя библиотеки с персоналом;

- отношения библиотекаря с публикой (пользователями);

- отношения библиотекарей друг с другом как в конкретной библиотеке, так и в профессиональных объединениях различного рода. [27, с. 137-140]

Понятно, что изменения, происшедшие в жизни, взглядах на отношения людей в целом, и личности и государства, в частности, заставляют многое осмыслить заново, переоценить многие постулаты, казавшиеся много лет незыблемыми. Работа над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря" только начинается. Можно видеть свою задачу в широком ознакомлении библиотечного сообщества с основными этапами деятельности нашей рабочей группы, а затем, конечно, в организации широкого обсуждения первой редакции текста "Кодекса", документа, который, как нам кажется, будет иметь не только профессиональное, но и огромное общесоциальное значение.

Такие обсуждения уже идут. Так, на Областной научно-практической конференции, проходившей в Тюмени в декабре 1996 г., выступление, посвященное проблеме разработки "Кодекса" вызвало большой интерес. В январе 1997 г. прошла серия встреч членов рабочей группы с библиотечной общественностью Москвы с целью привлечь внимание специалистов к этой проблеме. Подготовлены и сданы в различные органы профессиональной печати ряд публикаций.

2.3. Проект кодекса профессиональной этики российского библиотекаря и комментарии к нему

Первый вариант "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" и сопутствующих ему документов мы представляем на обсуждение российского библиотечного профессионального сообщества.

Профессиональная среда, как и любое другое сообщество, нуждается в этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания.

На протяжении долгих лет профессиональное сознание российского библиотекаря испытывало сильнейшее воздействие тоталитарного государства. Как внешнее (отношения с властями), так и внутреннее (отношения с пользователями и коллегами) профессиональное пространство было жестко определено рамками идеологии, что делало неактуальной задачу разработки этических норм и создание кодекса профессиональной этики библиотекаря - документа, принятого библиотечными сообществами многих стран еще в начале двадцатого века. [11, с. 2-3]

Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть признаны библиотекарями не только в качестве общечеловеческих, но профессиональных ценностей.

Однако эти ценности были неоднозначно восприняты в российском библиотечном сообществе, долгие годы существовавшим в условиях цензуры, которая способствовала деформации профессионального сознания. Несовпадение ценностей профессионалов порождает разногласия по вопросам профессиональной этики.

В этих условиях библиотекари как профессиональная группа оказались перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального института, в существенной мере отвечающего (через подбор, организацию хранения и распространение информации) за свободу потока информации и доступа к ней в настоящем и будущем, и, в конечном счете - за свободное развитие мысли в России.

Сегодня библиотечное сообщество России реально ощутило потребность в регламентации отношений с властями

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»