Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Транспорт /

Балтийский флот

←предыдущая следующая→  
1 2 



Скачать реферат


рабочим на определенный срок, по истечении которого инстру-

менты переходили в собственность рабочих. На всех тяжелых

работах применяли подъемные краны, шпили-вороты, приво-

димые в действие человеком или, в отдельных случаях, кон-

ной тягой.

И все же объем производства на судостроительных верфях

в начале XIX в. все время сокращался. В первой четверти

XIX в. для Черноморского флота было построено всего

132 судна, из них только 23 линейных корабля, Балтийскому

флоту было сдано 492 судна.

Резкое сокращение судостроения отразилось на составе

флота, в особенности на строительстве линейных кораблей;

если в первой четверти XIX в. Балтийский флот получил 45,

то во второй только 21 корабль. Кроме линейных кораблей

и фрегатов, прочно вошли в состав флота бриги, клипера, кор-

веты и шхуны.

Наиболее важным событием в области развития русского

судостроения во второй четверти XIX в. было строительство

нового Севастопольского и расширение Николаевского адми-

ралтейств.

Проводились строительные работы и по расширению вер-

фей в Петербурге, Архангельске, Казани и Астрахани.

ПЕРВЫЕ ПАРОХОДЫ

Развитие капитализма в России проходило крайне медленно.

В 1825 г. в России числилось всего 5261 промышленное

предприятие, с 210,6 тыс. рабочих, из них 46%— крепостные.

В металлургии на долю крепостных людей приходилось

78% всех рабочих. Навечно были закрепощены и рабочие

казенных судостроительных верфей.

Основной формой организации труда при постройке дере-

вянных морских и речных судов являлась артель во главе

с подрядчиком. При несложной технологии строительства не-

больших парусных судов каждый квалифицированный мастер

мог выполнять на верфи почти все работы. По мере развития

производства и разделения труда в составе артели выделялись

пильщики леса, конопатчики, такелажники, парусные швецы,

кузнецы и, наконец, плотники, которые выполняли все ра-

боты, связанные с обработкой древесины.

На строительстве судов широко применялся детский труд.

Дети в возрасте 10—13 лет щипали паклю из старых смоле-

ных тросов, вили жгуты, разогревали смолу, смолили снаружи

и внутри корпус и снасти.

Простая кооперация труда сыграла свою прогрессивную

роль в развитии судостроения: она объединяла на небольшой

верфи разрозненных ремесленников-лодочников, обобщала их

опыт и трудовые навыки, создавала материально-технические

предпосылки для перехода судостроения к мануфактурному

производству.

Новые технологические процессы, более совершенные ин-

струменты способствовали не только повышению производи-

тельности труда, но и дальнейшей его специализации. На су-

достроительных верфях место плотника-универсала заняли

столяры, бондари, специалисты по изготовлению мачт и бло-

ков. Однако при мануфактурном производстве, основанном на

ручном труде, судостроение не могло еще получить широкого

развития. Только на базе машинной техники оно превратилось

в одну из основных отраслей общественного производства.

Несмотря на то, что Россия позже других стран Европы

вступила на путь капиталистического развития, русские меха-

ники не уступали зарубежным и внесли немалый вклад в раз-

витие судостроения.

Знаменитый мастер-изобретатель А. К. Нартов (1690—

1756 гг.), создавший более двадцати различных машин, улуч-

шил способ отливки пушек и водоотливных помп и изобрел

сверлильный станок для их обработки.

Еще в 1719 г. Нартов писал Петру 1 из Лондона, что там

он «.. .таких токарных мастеров, которые превзошли россий-

ских, не нашел, и чертежи махинам, которые Ваше Царское

Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные

сделать по ним не могут». Президент Парижской академии

наук Биньон писал Петру 1 о его питомце: «.. .великие успехи

>.. он учинил в механике, наипаче же в оной части, которая

касается токарного станка. . .»

Это был именно тот суппорт, о котором К. Маркс гово-

рил: «Это механическое приспособление заменяет не какое-

либо особенное орудие, а самое человеческую руку, которая

создает определенную форму, приближая, прилагая острие ре-

жущего инструмента к материалу труда' или направляя его

на материал труда, например на железо».*

Паровая машина, пригодная для работы в заводских усло-

виях, впервые была создана тоже в России. Свыше двух лет

солдатский сын, механик И. И. Ползунов трудился над ее

созданием. Но в мае 1766 г. изобретатель скончался и его труд

завершили верные помощники. Двухцилиндровая паровая ма-

шина, созданная И. И. Ползуновым, поражала современников

своими размерами. Для нее было построено здание высотой

около 19 м. Диаметр полусферического котла равнялся 3,5 м,

высота цилиндра составляла 2,8 м, а внутренний диаметр—

0,8 м. Мощность машины была 32 л. с. (по позднейшим под-

счетам).

Машина приводила в движение воздуходувные мехи, пода-

вавшие воздух в рудоплавильные печи. На металлургическом

заводе в Барнауле только одна треть сжатого воздуха уходила

на работу печей, а две трети за ненадобностью выпускались

в атмосферу. Но и при этих условиях машина обеспечила

предприятию за три месяца работы прибыль 12 640 руб., в то

время как постройка ее стоила 7233 руб. Только через 4 года

английский механик Д. Уатт (независимо от Ползунова) по-

строил пригодную для работы паровую машину.

Русские судостроители высоко ценили машины, облегчав-

шие труд людей, и были в числе первых, оценивших по до-

стоинству паровые двигатели. Одна из паровых машин, по-

строенных в Англии (по проекту Смитона) была приобретена

в 1777 г. Морским ведомством и в течение многих лет рабо-

тала в Кронштадте на откачке воды из сухих доков. В 1792 г.

Кронштадтская портовая мастерская самостоятельно построила

для этих же целей паровую машину более совершенной кон-

струкции.

Прошло более сорока лет со времени изобретения

И. И. Ползуновым паровой машины. За это время были усо-

вершенствованы созданные А. К. Нартовым токарный и зубо-

резный станки, созданы паровой молот, гидравлический пресс

для кузнечного дела, гвоздильная машина, фрезерный, стро-

гальный, карусельный и долбежный станки.

Вручную лучший парусный мастер делал не более три-

дцати стежков в минуту, а слесарь


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»