←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.
, W – водоизмещение,
- коэффициент полноты обводов (отношение объема подводной части судна к параметру, описанному вокруг подводной части). =0,6-0,85
Один узел составляет 1,87 км
Различают чистое водоизмещение, т.е. без груза, пассажиров, воды и т.д.
Грузоподъемность , W0 – чистое водоизмещение
Грузоподъемность бывает:
1) полная или дедвейт
2) чистая или дедвейт карго
Грузоподъемность измеряется в м3.
Структура флота
В мире насчитывается 80 тыс. судов. Больше всех судов имеет Япония (10 тыс.), СССР – 7 тыс., США – 6,4 тыс. По дедвейту на первом месте стоит Либерия, на втором – Панама, на третьем – Япония, на четвертом – Россия, на пятом – Греция, на шестом – США.
У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одно-го, на Каспии из 6-ти осталось 2.
Суда разделяются на:
- транспортные
- промысловые
- технические
- административные
- специального назначения
- самоходные и несамоходные.
Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение- нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефриже-раторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балке-ры. Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (роро), лихтеровозы. Осо-бую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями.
Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).
Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках мно-гочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать "под удобными флагами". В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке "сэ-конд-хэнд". На "бебоудгартер" (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, пла-вающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на день-ги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает. Но дает выжить морякам.
Речной флот
20 декабря 2000 г. Коллегией Минтранса было записано, что государственная служба речно-го флота показала, что она не готова осуществлять государственное регулирование деятельности судовых компаний. На учете в речном регистре находится 32,6 тыс. судов. Средний их возраст – 24 года. Негодных – 1824, а годных с ограничением – 1402 судна. Строительство новых судов идет неудовлетворительно. Например, судна для внутрибассейных перевозок.
93-95 96 97 98 99 План Внутрибассейные внешние перевозки
30 1 - 7 - 669
28 10 8 1 3 364
В речном флоте наибольший процент занимают танкеры и нефтеполивные баржи. Есть так-же суда - рефрижераторы, суда для перевозки сжиженного газа, овощевозы, химические суда, ав-томобилевозы (вмещают до 500 машин).
Большое экономическое значение для речного транспорта имеет расширение безперегрузоч-ного сообщения с применением специальных судов типа "река-море". Эти суда имеют грузоподъ-емность 2000-2700 тонн. Нефть перевозят 5000 тонн.
Сооружения водного транспорта
На водном транспорте имеются явственные транспортные пути (реки, озера, моря). А также сложные гидротехнические сооружения, т.е. искусственные (водохранилища, каналы, шлюзы). Судоходство совершается не по всей ширине, а по судовому каналу – фарватеру. Фарватер рас-считан на пропуск 2-х встречных судов. Его обозначают специальными знаками. Судовые каналы устраивают открытыми, когда реки одного уровня, и шлюзованными, когда реки на разных уров-нях. Есть еще обходные каналы к шлюзам. Радиусы каналов не менее 6 длин расчетного судна. Глубина канала берется с запасом 1 метр. Каналы питаются водой, самотеком из рек, озер или подачей воды насосами на высшую точку канала. Шлюзы сооружают для пропуска судов через плотины, камеры с 2-мя торцевыми воротами. Шлюзы бывают: однокамерные и многокамерные. Однокамерные шлюзы применяются, когда разность воды не превышает 20-25 метров. Многокамерные шлюзы применяются, когда разница больше. Шлюзы бывают: односторонние и двусторонние.
Речные порты и пристани
По своему назначению они бывают:
- рыбные
- грузовые
- военные
- затоны
Порты бывают:
1) русловые ;
L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки; z – длина судна; a – интервал между судами.
2) внерусловые
3) бассейновые
Водная поверхность в районе порта называется акваторией.
Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Они бывают плавучими (дебаркадами).
Морские порты
Морские поты бывают:
- торговые
- рыбные
- военные
- промысловые
Имеются специализированные порты:
- угольные
- лесные
- поливные
- комбинированные
54% портов у России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории. И есть вне категорий: Ленинград, Одесса, Новороссийск, Охотка и т.д.
Основы организации движения флота
1) Речной флот
- свободное движение
- участковое движение
Сквозное движение – движение на линиях от погрузки до разгрузки без перевалок. Участ-ковое – движение по системе тяговых плеч. Сквозное движение лучше. Движение поездов происходит по единому графику. Руководит движением диспетчерский аппарат, имеющий современные виды связи.
2) Морской флот в зависимости от назначения движения делится на:
- внутренние (ксеботажные)- 10%
- внешние (заграничные) – 90%
Плавание организуется по 2-м формам:
1) линейное (регулярное)
2) рейсовое (нерегулярное).
В США доля внутренних морских путей составляет 10%, в РФ < 1%. В США климат позво-ляет осуществлять перевозки круглый год, а в России 6 месяцев, а завоз на Крайний Север – 2-3 месяца.
Магистральный трубопроводный транспорт
Парламент России собирается принять федеральный закон о магистральном трубопроводном транспорте России. Этот важнейший документ должен быть принят как можно скорее, т.к. замес-титель председателя по энергии Шакиров, сказал, что состояние системы магистральных трубо-проводов приближается к той критической черте, за которой реально возникает угроза националь-ной безопасности.
Система магистральных трубопроводов – это нефть (газ) и нефтепродукты. В XX веке она была уникальной по производительности, протяженности и сложности. В 90-е годы строительство новых трубопроводов прекратилось, и страна донашивает созданную систему. Ее потеря грозит большими экономическими убытками. Общая протяженность в настоящее время 215 тыс. км. В СССР было 250 тыс. км. По ним перемещается 100% добываемого газа, около 99% нефти и более 50% продукции нефтепереработки. Специалисты считают, что если не возродить работы по созда-нию нефтепроводов и их реконструкции, то России угрожает возможность оказаться в топливно-энергетической зависимости от Запада через 5-7 лет (по оценке Совета Безопасности России).
Технико-эксплуатационные характеристики магистраль-ного трубопровода
Магистральные трубопроводы являются самым дешевым видом транспорта для массовых грузов (жидких, газообразных и твердых тел).
Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 70-90 годы XX века. Хотя первый трубопровод был построен в Баку в 1970 году. Диаметр этого трубопровода был 100 мм, протяженность - 12 км. Шухов построил трубопровод Баку-Батуми и нефть начала уходить на экспорт.
Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества:
1) трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград
2) первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже, чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью
3) эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна (?), т.е. не зависит от климата и времени года
4) герметичность исключает потери в 2-3 раза по сравнению с железной и автомобильной дорогой
5) полная автоматизация процесса, поэтому маленький штат обслуживания, а отсюда боль-шая производительность труда
6) низкая себестоимость (в 3 раза дешевле, чем на железной дороге).
Недостаток: Большая металлоемкость (трубы очень дорогие). Как нефть, так и газ должны быть специально подготовлены к транспортировке на промыслах.
Нефте и продуктопроводы
Они бывают:
- магистральные
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|