←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Московская государственная академия водного транспорта
РЕФЕРАТ
по предмету «Общий курс водного транспорта»
Тема: "Классификация, характеристика и устройство портов"
Выполнил: студент гр. ЭУ
Данилов Евгений
Проверил: Шиврин Л. К.
Москва
1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ 3
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО РЕЖИМА ПОБЕРЕЖЬЯ 5
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ 5
2.2. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 6
2.3. ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 6
2.4. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ 9
3. ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРТА 10
3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 10
3.2. ДЛИНА ПРИЧАЛЬНОГО ФРОНТА 11
3.3. РАЗМЕРЫ ПОРТОВОЙ АКВАТОРИИ 12
3.4. ГЛУБИНА ПОРТА И ОТМЕТКА ПОРТОВОЙ ТЕРРИТОРИИ 13
3.5. РАЗМЕРЫ СКЛАДОВ 14
3.6. ЧИСЛО ПРИКОРДОННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ 15
4. ПЛАН ПОРТА И ЕГО УСТРОЙСТВО 15
4.1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОРТОВ 15
4.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЛАНУ ПОРТА И ЕГО ЭЛЕМЕНТАМ 16
4.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЙОНИРОВАНИЯ ПОРТОВ 17
4.4. НАЧЕРТАНИЕ ПРИЧАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПОРТА 21
4.5. НАЧЕРТАНИЕ ВНЕШНИХ ОГРАДИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПОРТА 23
4.6. ВНЕРУСЛОВЫЕ ПОРТЫ 24
4.6. МОРСКИЕ ПОРТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ 25
5. ПРИМЕР СОЗДАВАЕМОГО МОРСКОГО ПОРТА 27
ЛИТЕРАТУРА 28
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ
Рассматривая все береговые устройства с прилегающей аква¬торией, объединяемые общим названием «порты», следует преж¬де всего обратить внимание на их большое разнообразие. Поэтому порты классифицируются по ряду признаков, что удобно не толь¬ко для их изучения, но и для произ-водственных целей.
Основными классификационными признаками портов являются;
а) назначение;
б) народнохозяйственное значение;
в) геогра¬фическое положение;
г) годовая продолжительность эксплуата¬ции;
д) отношение к уровню воды;
е) отношение к международ¬ной торговле.
По назначению порты можно подразделить на транспортные, военные, промысловые и пор-ты-убежища.
Транспортные порты, предназначенные для передачи грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой, могут быть раз¬делены на порты общего назначения, в которых перерабатыва-ют¬ся самые различные грузы и пересаживаются пассажиры, и пор¬ты специальные, предназначенные для переработки какого-либо одного груза (уголь, руда, нефть, лес и т. д.). Как правило, специ¬альные порты имеют мощные высокопроизводительные перегру¬зочные устройства, которые служат для пе-реработки одного лишь вида груза.
Устройства для перегрузки других видов грузов и пассажир¬ские причалы в специальных пор-тах если и существуют, то име¬ют второстепенное значение. Нередко встречаются и специальные пассажирские порты, в которых грузовые операции ограничива¬ются перегрузкой багажа.
В портах общего назначения перегружаются различные грузы, а перегрузочные устройства более универсальны. Наиболее круп¬ные отечественные и зарубежные порты являются портами об-ще¬го назначения.
Военные порты или базы флота предназначены для обслужи¬вания военно-морского флота. Они характеризуются наличием больших рейдов, бассейнов для ремонта судов, специальных скла-дов военного снаряжения и продовольствия. На территории военного порта нередко разме¬щаются обширные казармы. Для обороны порта имеются форти¬фикационные и другие инженерные сооруже-ния.
Промысловые порты, из кото¬рых наибольшее развитие полу¬чили рыбные порты, оборуду-ются складами-холодильниками и име¬ют в своем составе перерабаты¬вающие предприятия. Такие пор¬ты, являясь базами промыслово¬го флота, располагают, как пра¬вило, и собственными судоре¬монтными устройствами.
Порты-убежища, как это видно из названия, предназначены для укрытия во время шторма судов, которые не рассчитаны на действие крупных волн. Как правило, для портов-убежищ исполь¬зуют естественные бухты и лагуны, производя в них минималь¬ный объем дноуглубительных работ для создания рейдов. В не¬которых случаях для создания защищенных рейдов возводят огра¬дительные сооружения (порт Адамовка на Днепре). Максималь¬ное расстояние между портами-убежищами определяется из ус¬ловия, чтобы суда и плоты могли достичь их, находясь в любой точке судоходной трассы, с момента получения сигнала о подхо¬дящем шторме. На водохранилищах иногда организуют сопря¬женные порты-убежища, используемые судами и плотами в зави¬симости от направ-ления ветра (рис. 6). К портам-убежищам следует отнести и специальные огражденные акватории у судопропускных сооружений в верхних бьефах водохранилищ (так называемые аванпорты), где суда отстаиваются в ожидании шлю¬зования в нижний бьеф или выхода в водохранилище.
По народнохозяйственному значению основным классификаци¬онным признаком порта является объем выполняемой портом работы.
В зависимости от грузооборота и пассажирооборота все порты подразделяются на несколь-ко категорий. По категории порта опре¬деляются: административная структура порта и его эксплуата-ци¬онные штаты, размеры ассигнований на его эксплуатацию и ре¬монтные работы, объемы работ по его развитию, класс основных сооружений, отметки территории и расчетные уровни воды. Ввиду не-одинаковой трудоемкости переработки различных грузов категория порта определяется по грузообо-роту в условных тоннах. Нормы технологического проектирования рекомендуют следующие коэффи-циенты для приведения грузооборота в услов¬ные тонны:
Штучные и тарно-упаковочные грузы 4.6
Грузы в универсальных контейнерах 3.1
Металлогрузы, оборудование, железобетонные детали и конструкции 3.4
Уголь каменный 1.0
Руда 1.1
Лесные грузы в пакетах 2.5
Лесные грузы в непакетированном виде 3.0
Соль. Минеральные удобрения насыпью 2.1
Камень строительный 1.3
Гравий и щебень 1.3
Песок и песчано-гравийная смесь, выгружаемые средствами гидро¬механизации 0.6
То же, выгружаемые другими средствами механизации 0.8
Цемент насыпью 4.6
Зерновые грузы насыпью 2.5
Нефтегрузы наливом 1.1
Если пассажирские причалы расположены в общем причаль¬ном фронте с грузовыми прича-лами, категорию порта определяют по среднесуточному грузообороту грузового района (в условных тоннах). При проектировании отдельно расположенного пасса¬жирского района его категорию опреде-ляют в зависи¬мости от среднесуточного пассажирооборота (в условных пасса¬жирах). Для приведения числа пассажиров к условным единицам ре¬комендуются следующие коэффициенты:
Пассажиры местные 1.00
Пассажиры транзитные 2.50
Пассажиры пригородные и внутригородские 0.15
Если грузооборот транспортного узла не превышает 50 тыс. т в навигацию или если он предназначен только для пересадки пас¬сажиров местных и пригородных линий, то его называют при-с¬танью. С точки зрения классификационной, пристани относятся к IV категории портов. К внекатего-рийным портам РФ относятся Санкт-Петербургский, Новороссийский и Находкинский.
Морские порты, в зависимости от годового грузооборота, де¬лятся на три основные катего-рии:
Характер грузооборота Категории портов в зависимости от годового грузо¬оборота, тыс. т
I II III
А. Порты общего назначения
Общий грузооборот Более 1400 601—1400 600 и менее
Грузооборот по генеральным и лесным грузам Более 400 101—400 100 и менее
Б. Порты специального назна¬чения, перегружающие:
а) навалочные грузы (уголь, руда) Более 4500 3001—4500 3000 и менее
б) инертные минерально-строительные грузы Более 10000 7001—10000 7000 и менее
По географическому положению различают порты: речные, водохранилищные, устьевые, береговые, лагунные и островные.
Речные порты на свободных реках, в зависимости от располо¬жения на реке, подразделяют на русловые, вся акватория которых и причальный фронт находятся непосредственно в русле ре¬ки и внерусловые или затонные, в которых акватория и причальный фронт находятся в естественном за-тоне или в ис¬кусственном ковше; в последнем случае порт называют ковшовым. Внерусловые порты обычно используются и для зим¬него отстоя судов, а поэтому имеют в своем составе судоремонт¬ные заводы. Нередко в крупных портах имеются и участки, рас¬положенные в русле реки и участки ковшо-вые. В этом случае порт относится к категории смешанных портов.
Водохранилищные порты располагаются в верхних бьефах во¬дохранилищ. Волны во время шторма могут достигать на этих участках значительной высоты. Поэтому водохранилищные пор¬ты, так же как и морские, имеют оградительные сооружения, за¬щищающие рейды и причалы от волнения. Такие порты являются одновременно портами-убежищами.
Устьевые порты характерны тем, что в них сходятся морские и речные водные пути. Почти все крупнейшие
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|