←предыдущая следующая→
1 2
Содержание
1. Введение 3
2. Особенности эксплуатации автомобилей при низких температурах 5
3. Подготовка подвижного состава к зиме. 8
4. Классификация средств и способов безгаражного хранения автомобилей 10
5. Заключение 13
Список литературы: 14
1. Введение
Значительная часть потенциальных запасов природных ресурсов страны приходится на территорию с холодным климатом и районы Севера, отли-чающиеся экстремальными климатическими условиями. Вместе с тем в этих районах эксплуатируются в основном обычные серийные автомобили, недос-таточно подготовленные к работе в таких условиях.
По данным Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР, авто-мобильный парк с холодным климатом насчитывает несколько сотен тысяч автомобилей разного назначения. Ежегодные экономические потери от экс-плуатации обычных серийных автомобилей на Севере достигает значитель-ных величин.
Важнейшим путем снижения этих потерь является применение наиболее эффективных способов и средств хранения подвижного состава, обеспечи-вающих наименьшие затраты и наиболее надежное техническое состояние автомобилей.
Различают следующие способы хранения автомобилей:
- Закрытое в отапливаемом помещении;
- Закрытое в неотапливаемом помещении;
- Открытое на специальных площадках.
При открытом (безгаражном) хранении в зимний период эксплуатации используются различные способы и средства, облегчающие пуск двигателей и выход автомобилей на линию.
Способы безгаражного хранения могут быть групповыми или индивиду-альными, в большинстве случаев связаны с применением тепловой подготов-кой автомобиля.
Тепловая подготовка (обогрев) – это процесс передачи тепловой энергии от теплоносителя к агрегатам, узлам и системам автомобиля для поддержа-ния их необходимого температурного состояния.
Организация хранения подвижного состава и достижения его необходи-мого технического состояния осуществляется с помощью комплекса меро-приятий, связанных с проведением подготовки автомобилей к работе зимой, в соответствии с Положением о технического обслуживании и ремонте под-вижного состава (сезонное обслуживание).
2. Особенности эксплуатации автомобилей при низких темпера-турах
Эксплуатация автомобилей в районах с суровым климатом связана с ин-тенсивным охлаждением механизмов, агрегатов и имеет ряд особенностей.
Производительность автомобилей в зимний период снижается. Много времени затрачивается водителем на пуск и подогрев двигателя автомобиля в условиях хранения автомобиля на открытых площадках. В результате этого, технически исправные автомобили, выходят в линию на 1-1,5 часа позже. Низкие температуры воздуха и, связанное с ними, охлаждение агрегатов за-трудняют пуск двигателей, уменьшают надежность автомобилей, ухудшают экономичность, увеличивают расход топлива, усложняют обслуживание ав-томобилей и их вождение.
Затруднения пуска двигателей возникает из-за сложности создания пус-ковой частоты вращения коленчатого вала, ухудшения условий смесеобразо-вания и воспламенения смеси. Для надежного пуска двигателя скорость про-ворачивания или частота вращения коленчатого вала должна быть равной или превышать минимальную частоту вращения, обеспечивающую процесс подготовки горючей смеси в карбюраторе. Эта величина сильно зависит от окружающей среды.
При снижении температуры масла значительно увеличивается его вяз-кость, в результате чего увеличивается сопротивление прокручивания колен-чатого вала и снижается скорость его вращения. Это, естественно, вызывает ухудшение условий воспламенения.
Снижение температуры электролита аккумуляторной батареи в значи-тельной мере ухудшает энергетические возможности аккумулятора, а, следо-вательно, уменьшает и скорость проворачивания коленчатого вала и, в ко-нечном итоге, ухудшает воспламенение топлива. При холодном пуске топ-ливо хуже испаряется, т.к. испарение – процесс эндотермический, т.е. прохо-дящий с поглощением теплоты.
Некоторые исследователи утверждают, что износ холодных двигателей в процессе пуска составляет 50-70% от общих эксплуатационных износов. В наиболее неблагоприятных условиях с точки зрения износов при низких тем-пературах находятся агрегаты трансмиссии – коробка передач и задние мос-ты.
Снижение надежности машин при низких температурах вызывается ря-дом причин, эти причины в свою очередь приводят к увеличению частоты пусковых отказов, снижению долговечности элементов машин, ухудшению ремонтопригодности. Причиной поломок рессор является хладноломкость, возникающая при воздействии на материал низких температур. Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур связана с увеличением расхода топлива, это объясняется:
- повышением сопротивления в агрегатах трансмиссии из-за загустева-ния смазки;
- неполнотой сгорания, связанной с ухудшением испарения и распыле-вания топлива;
- необходимостью дополнительных затрат топлива на прогревы двигате-ля;
- увеличением сопротивления качению колес при движении по зимней дороге.
Особенно значительные расходы топлива связанные с прогревом двига-теля, агрегатов трансмиссии и шин после длительной стоянки на открытой площадке при низкой температуре воздуха. Рассматривая влияние климати-ческих факторов на зимнюю эксплуатацию автомобилей, необходимо учиты-вать экологический аспект. Эффективность, надежность и качество работы водителя в значительной степени зависит от условий на рабочем месте. К числу этих условий относятся основные составляющие микроклимата рабо-чей зоны. Дискомфортный микроклимат обязательно приведет к соответст-вующей перестройке организма, при длительной работе в таких условиях на-ступает утомление, которое приводит к ошибочным действиям, которые мо-гут привести к нарушениям безопасности движения или дорожно-транспортным происшествиям.
Микроклимат рабочей зоны водителя считается нормальным, если тем-пература воздуха в ней составляет 18-20 °С, влажность воздуха 40-60 % и скорость его движения 0,1-0,2 м/с. При низкой температуре воздуха организм человека вследствие охлаждения становится более восприимчив к инфекци-онным заболеваниям. При использовании некоторых способов подготовки автомобилей к выходу возможны ожоги, обморожение рук. Если в качестве теплоносителя используется пар или вода, то неизбежные их потери приво-дят к образованию на площадке хранения наледей, которые затрудняют под-ход к автомобилю и могут привести к травмам. Эти наледи необходимо пе-риодически убирать. При обогреве автомобилей газовоздушной смесью ото-гревных калориферов возможно отравление персонала канцерогенными ком-понентами. Все это говорит за сложность и многообразие факторов среды, которые влияют на эксплуатацию автомобильного транспорта, которые на-ходятся на хранении в безгаражных условиях.
3. Подготовка подвижного состава к зиме.
Для обеспечения высокого уровня технического состояния автомобилей, эффективности их эксплуатации в зимнее время, необходимо заблаговремен-но, до наступления холодов, выполнить ряд мероприятий по подготовке во-дителей, ремонтно-обслуживающего персонала, а также подвижного состава к зиме.
К основным организационным мероприятиям по подготовке к зиме под-вижного состава относят:
- составление плана работы;
- инструктаж водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих по экс-плуатации автомобилей зимой;
- проведение сезонного обслуживания автомобилей;
- оборудование автомобилей дополнительными средствами утепления и обогрева;
- укомплектование их дорожным инструментом и буксирными устройст-вами, а также средствами повышения проходимости.
Комплекс работ совмещенных с ТО обычно проводят в сентябре - октяб-ре.
Подготовка системы смазки двигателя заключается в промывке системы и замены моторного масла на зимние сорта.
Подготовительные работы системы питания карбюраторных двигателей включает:
- промывку топливных баков и удаление из системы летних сортов бен-зина;
- разборку, очистку и проверку топливного насоса;
- проверку герметичности системы.
При подготовке электрооборудования проверяют состояние и исправ-ность всей электропроводки, аккумуляторную батарею, исправность прибо-ров.
Эксплуатация автомобилей в холодное время значительно облегчается при использовании в системах охлаждения низкозамерзающих жидкостей (антифризов). Наиболее широкое применение получили жидкости:
Этиленгликоль – разбавляют мягкой чистой водой в разных соотноше-ниях и получают жидкости с температурой замерзания -71 °С;
Тосол А необходимо перед заправкой развести водой в соотношении 1:1.
Подготовка тормозной системы к зимним условиям заключается в ис-правности тормозной системы и ее герметичности.
4. Классификация средств и способов безгаражного хранения автомобилей
Под безгаражным хранением понимается процесс содержания техниче-ски исправного подвижного состава на открытых площадках, обеспечиваю-щий его готовность к выезду для использования по назначению. Преодоле-ние трудностей, возникающих при безгаражном хранении автомобилей при низких температурах и в том числе трудностей пуска двигателя, может быть решено с помощью использования тепла, получаемого от внешнего источни-ка. Кроме того, применяются средства, обеспечивающие так называемый «холодный пуск двигателя».
На автотранспортных предприятиях используются групповые и индиви-дуальные средства и способы
←предыдущая следующая→
1 2
|
|