←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
инженерно – экономический университет
Кафедра техники и организации перевозок
Курсовая работа
Тема: “Подвижной состав автотранспорта”
Проверил: доц. Марышев Р. А.
Студент: ИэиУТ группа 202
Зиневич К. В.
Санкт-Петербург
2003
Оглавление
Введение 3
1 Исходные данные для расчета и компоновочная схема а/в 4
2 Расчет удельных показателей автомобиля 5
3 Внешние скоростные характеристики двигателя 6
4 Тягово-скоростные характеристики автомобиля 9
5 Разгон и торможение автомобиля 13
6 Мощностной баланс и путевой расход топлива 20
7 Расчет характеристик движения на заданном маршруте 24
Заключение 26
Введение
Автобус ЛиАЗ-5256 внутригородской 4х2.2
Самый известный и популярный российский городской автобус. Удачное сочетание современного конструкторского решения и низкие эксплуатационные затраты делают эту модель наиболее привлекательной для отечественного потребителя. Выпускаются городская и пригородная модели. Городской автобус имеет три полноразмерные двухстворчатые двери, которые обеспечивают максимальное удобство посадки-высадки пассажиров. Автобус для пригородных сообщений имеет две двухстворчатые двери в переднем и заднем свесе. Вентиляция салона осуществляется за счет трех расположенных в крыше люков и форточек боковых окон. Отопление салона осуществляется за счет четырех, а рабочего места водителя - за счет двух отопителей радиаторного типа, работающих от независимого жидкостного подогревателя.
Городской автобус большого класса, выпускается Ликинским автобусным заводом с 1988 г. Кузов - вагонного типа, несущий, 3-дверный (для пассажиров две 2-створчатых двери и задняя половина передней двери; для водителя - передняя половина передней двери). Все двери поворотного типа, Планировка сидений 3-рядная, Расположение двигателя - заднее. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе, наклону подушки и спинки. Система отопления - жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя мод, 14.8106.
1 Исходные данные для расчета и компоновочная схема автомобиля
В данной курсовой работе мной будет рассмотрен пассажирский автобус марки ЛИАЗ-5256.
Таблица 1
Основные характеристики автобуса ЛИАЗ-5256
Параметры Значение
Тип автомобиля автобус
Колесная формула 4Х2.2
Число мест 24
Полная масса автобуса Ga (кг)
передняя ось G1
задняя ось G2 17835
6308
11322
Собственная масса Go (кг)
на пререднюю ось Go1
на заднюю ось Go2 9600
2900
6700
Габаритные размеры (мм)
Длина
Ширина
Высота
11400
2500
3007
max скорость Vmax (км/ч) 70 км/ч
max расход топлива при 60 км/ч 25 л
Тип двигателя дизель
Рабочий объем двигателя Vh 10,85 л
Сухая масса двигателя Gдв (кг) 715
max мощность 144 кВт (2250 об/мин)
max крутящий момент 687 н•м
Ход поршня S (см) 120
Диаметр цилиндра D (см) 120
Тип КП
передаточные числа 3-ступенчатая
I-2, 43; II-1, 44; III-0, 98; ЗХ-1, 97
Тип главной передачи передаточное число двойная разнесенная
5, 4, 4
Модель шин 11/70 R 22,5 (280/70 R 575)
Рис.1 Компоновочная схема автомобиля:
1 – двигатель, 2 – сцепление, 3 – коробка передач, 4 – карданная передача, 5 – главная передача, 6 – рулевая колонка, 7 –тормоза, 8 – полуоси, 9 – задние колеса, 10 – передние колеса, 11 - тормоза;
2 Расчет удельных показателей автомобиля
1) Удельная мощность
Nу=Nmax/Ga
Ny=144000/17835=8,07 Вт/кг
2) Литровая мощность
Nл=Nmax/Vh
Nл=144/10,85=13,27 кВт/л
3) Удельная масса двигателя
Gn=Gдв/Nmax
Gn=715/144=4,96 кг/кВт
4) Литровая масса
Gh=Gдв/Vh
Gh=715/10,85=65,9 кг/л
5) Коэффициент использования массы а/м
Km=Ga/Go
Km=17835/9600=1,85
6) Отношение хода поршня к диаметру
=S/D
=120/120=1
Таблица 2
Сравнительные удельные показатели эффективности автомобиля
№ Параметр Расчетная формула Значение
1 Удельная мощность, Вт/кг Nу=Nmax/Ga 8,07
2 Литровая мощность, кВТ/л Nл=Nmax/Vh 13,27
3 Удельная масса двигателя, кг/кВт Gn=Gдв/Nmax 4,96
4 Литровая масса, кг/л Gh=Gдв/Vh 65,9
5 Коэффициент использования массы а/м Km=Ga/Go 1,85
6 Отношение хода поршня к диаметру S/D 1
Выводы: Данное транспортное средство предназначено для обслуживания пассажиров на городских и пригородных маршрутах. Об этом говорит конструкция кузова, в которой предусмотрены три больших двери для пассажиров, а также низкая посадка для эксплуатации автобуса только в условиях с качественным дорожным покрытием. Что касается оценки удельных показателей двигателя, то можно заметить достаточно большой запас мощности; также высокую степень использования рабочего объема цилиндров и степень теплового форсирования; удельная масса двигателя соответствует среднему интервалу базовых показателей; отношение хода поршня к диаметру говорит о не форсированности двигателя.
3 Внешние скоростные характеристики двигателя
Таблица 3
Исходные данные для расчета внешних характеристик двигателя
№ Параметр Ед.измерения Обозначение Значение
1 а/м (марка) ЛИАЗ-5258
2 max мощность двигателя кВт Nmax 144
при частоте об/мин nmax 2500
3 min удельный расход топлива г/кВтч gmin 185
4 коэффициенты в уравнении мощности a1 0,5
а2 1,5
а3 1,0
5 коэффициенты в уравнении расхода топлива b0 1,55
b1 1,55
b2 1,55
6 min частота вращения об/мин n0 600
7 max частота вращения об/мин nk 2250
Расчет внешних скоростных характеристик двигателя:
1) Ne(n)=Nmax*(a1*X+a2*X2-a3*X3),
X=N/Nmax
x=600/2250=0,26
x²=0,26²=0,07
x³=0,26³=0,02
Ne(n)=144*(0,5*0,26+1,5*0,07-1,0*0,02)=21,6 (кВт)
c=b0-(b12/4*b2),
c=1,55-2,4/6,2=1,1625
2) Me(n)=9554*(Ne(n)/n),
Me(800)=9554*(21,6/600)=34,77 (Нм)
3) ge(n)=(gmin*(b0-b1*X+b2*X2))/с,
ge(n)=185*(1,55-1,55*0,26+1,55*0,067)/1,17=197,16 (г/(кВт/ч))
Таблица 4
Расчетные значения внешних скоростных характеристик
Обороты двигателя
600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2250
x 0,27 0,36 0,44 0,53 0,62 0,71 0,80 0,89 1,00
x² 0,07 0,13 0,20 0,28 0,39 0,51 0,64 0,79 1,00
x³ 0,02 0,04 0,09 0,15 0,24 0,36 0,51 0,70 1,00
Ne 31,83 46,43 62,02 77,99 93,74 108,65 122,11 133,53 144,00
Me 506,83 554,54 592,58 620,97 639,69 648,75 648,14 637,88 611,46
ge 198,43 190,15 185,76 185,27 188,68 195,99 207,20 222,30 246,67
4 Тягово-скоростные характеристики автомобиля
Таблица 5
Исходные данные для расчета тягово-скоростных характеристик
Параметр Единицы измерения Обозначения Значения
Радиус качения колеса м Rк
Передаточное число главной передачи - Uo 5,44
Передаточные числа коробки передачьUкп:
• первая передача
• вторая передача
• третья передача
-
-
-
U1
U2
U3
2,43
1,44
0,98
КПД трансмиссии - ηтр 0,9
Коэффициент сопративления качению - fо 0,015
Коэффициент обтекаемости - kw 0,4
Коэффициент сцепления - φ 0,7
Полная масса АТС кг Ga 17835
Масса, приходящаяся на ведущие колеса кг Gв.к. 6308
Ширина АТС м Ва 2500
Высота АТС м На 3007
Расчет сил сопротивления производился для условий движения по ровной асфальтированной дороге.
Расчет тягово-скоростных характеристик:
1) Радиус качения колеса
Rk=(dn+bn*kh)*ш,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|