←предыдущая следующая→
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский Государственный технический университет
Кафедра “ Автомобильные дороги ”
ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
“ Эксплуатация автомобильных дорог ”
Выполнил: студент гр. САД-972
Стефанович А. Г.
Проверил преподаватель
Полякова Т. М.
Могилев 2000
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5
2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7
3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9
4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11
5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.2 Защита дороги от снежных заносов путем
установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14
5.3 Защита дороги от снежных заносов с
применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью
лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19
6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22
7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27
9 Организация работ по зинему содержанию
автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованных источников . . . . . . . . . . 31
Приложение
Введение
Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог” посвящена решению узкого, но очень важного вопроса эксплуатации автомобильных дорог — зимнему содержанию.
Цель зимнего содержания дорог — обеспечение безопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и сооружений на ней от неестественного физического износа. Эта цель достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин, предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на проезжей части, борьбы с наледями.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги в зимний период;
- выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости;
- разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов;
- назначить технологию расчистки снежных отложений;
- определить средства борьбы с зимней скользкостью и потери, вызванные зимней скользкостью;
- разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.
1 Климатическая характеристика района
Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Гомельской области. Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100…120 суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября.
Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1.
Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики
Месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Среднедекад¬ная температура воздуха, °С 1
2
3 -6,5
-7,0
-7.2 -7.0
-6.4
-5.6 -4.0
-2.0
-3.0 3.1
6.3
9.2 11.8
13.8
15.2 16.2
16.9
17.5 18.0
18.5
18.8 18.1
17.2
16.1 14.4
12.3
10.1 7.8
8.2
4.3 2.4
0.5
-1.4 -3.0
-4.2
-6.0
Среднемесячная температура поверхности почвы
-8
-7
-2
7
16
21
22
20
13
6
1
-4
Среднедеканое количество осадков, мм 1
2
3 11
11
11 10
10
10 9
9
11 14
15
18 17
18
20 22
25
27 30
30
28 27
24
21 21
18
17 15
15
15 14
14
14 14
14
12
Число дней с осадками более 5 мм 0 0 0 2 3 4 2 3 2 1 3 0
Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы
Температура воздуха, °С 0 5 10 15
Дата перехода 28 / III
18 / XI 11 / IV
22 / X 28 /IV
25 / IX 24 / V
2 / IX
Количество дней 238 193 149 100
Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 812 мм, минимальное — 227 мм, среднее количество осадков за год — 721 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм.
Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59 см, минимальная — 3 см.
Таблица 1.3 – Ветры зимой
С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Штиль
XII
I
II
Рисунок 1.1 - Роза ветров
Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги
2 Способы уменьшения снегозаносимости
Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер, предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в эксплуатацию, часто приходится принимать меры к уменьшению снегозаносимости, когда опыт зимнего содержания выявит заносимые снегом места и причины снежных заносов.
Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания.
Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи:
Нн = Нп + Н , (2.1)
где Нп - расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения 5 % (Нп = 0.59 м);
Н - возвышение над снежным покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи, м.
Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова определяют из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока до значения, обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образования снежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дорожного полотна при очистке.
Для выполнения первого условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова Нп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17].
Для выполнения второго условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова Нсо должно быть не менее 0.35 м.
Так как Нп=0.5м > Нсо=0.35м , принимаем Н=0.5м. Таким образом высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) :
Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м.
Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать выемки глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубиной до 5 м с крутыми откосами (1:1.5 1:2) устроить дополнительные полки шириной не менее 4м для проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания пересечений снеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число ограждений, ориентирующих столбиков и других препятствий, которые могут задерживать снег, переносимый метелью.
Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей
3 Выявление снегозаносимых участков
Выявляем месторасположение и степень снегозаносимости отдельных участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты в графике организации зимнего содержания дороги.
Снегозаносимостью называют подверженность дорог снежным заносам. Количественно снегозаносимость определяется как отношение объема снега, отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега, принесенного метелью к дороге.
По степени снегозаносимости различают следующие категории заносимых
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|