←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Министерство общего и профессионального обучения Российской Федерации.
Санкт-Петербургский Государственный
Инженерно-Экономический Университет.
Факультет Экономики и управления на транспорте.
Кафедра техники и организации перевозок.
Курсовой проект по дисциплине
“Подвижной состав автомобильного транспорта.”
Выполнил:
Поляков М. В.
Студент 281 группы
12 мая 2001 г.
Проверил:
к.т.н., доц. Марышев Р. А.
Санкт-Петербург
2001 г.
Введение.
Микроавтобус РАФ-2203 выпускался Рижским опытным автобусным заводом на базе автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Он относится к автобусам особо малого класса и использовался, в основном, как маршрунное такси, а так же оборудовался для нужд скорой медицинской помощи. В настоящее время данный автомобиль практически не используется, но его можно еще увидеть в качестве скорой медицинской помощи, а так же модернизированные грузо-пассажирские варианты «Рафика» у частных владельцев.
Цель курсовой работы – расчет различных характеристик автомобиля и их оценка. Курсовая работа состоит из следущих последовательно выплненых этапов:
расчет удельных показателей;
расчет внешних скоростных характеристик двигателя;
расчет тягово-скоростных характеристик автомобиля;
расчет характеристик разгона и торможения;
расчет мощностных и топливно-экономических характеристик.
Расчитанные значения характеристик сравнивались со значениями стендовых испытаний и по необходимости указывались причины их расхождения.
1. Исходные данные для расчета и компоновочная схема автомобиля.
Таблица №1
Характеристики основных параметров.
№ Параметр, размерность, обозначение Значение
1. Тип автомобиля Микроавтобус
2. Колесная формула 4х2.1
3. Число мест Gn 11
4. Собственная масса Go, кг 1815
в том числе:
на переднюю ось GO1 980
на заднюю ось GO2 835
5. Полная масса Gа, кг 2710
в том числе:
на переднюю ось G1 1275
на заднюю ось G2 1435
6. Доpожные просветы, м:
- под передней осью 0,190
- под задней осью 0,175
7. База, м 2,620
8. Колея, м:
- передних колес 1,496
- задних колес 1,428
9. Габаритные размеры, м:
- длина 5,070
- ширина 1,940
- высота 1,970
10. Радиус поворота, м:
- внешний 5,5
- наружный 6,2
11. Углы свеса, град.:
- передний 22
- задний 13
12. Просвет в средней части автомобиля (клиренс), м 0,4
13. Максимальная скорость Vmax, м/с (км/ч) 125
14. Контрольный расход топлива Q, л/100 км 11,8
пpи скоpости VQ,км/ч 7,8
15 Емкость топливных баков, л 55
16 Двигатель карбюраторный
17 Число и расположение цилиндров 4 рядное вертикальное
18 Диаметр цилиндра D, см 9,2
19 Ход поршня S, см 9,2
20 Рабочий объем цилиндров двигателя Vh, л 2,445
21 Степень сжатия 8,2
22 Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
23 Максимальная мощность двигателя Nmax, квт 72,1
24 Максимальный крутящий момент Mmax, Н*м 182,4
25 Сухая масса двигателя Gдв, кг (со сцеплением) 185
26 Тип сцепления 1-дисковое, привод выкл. – гидравлический
27 Тип коробки передач и передаточные числа 4-ступ-тая I-3,50
II-2,26; III-1,45
IV-1,0; ЗХ-3,54
28 Тип раздаточной коробки, передаточные числа -
29 Наличие межосевого дифференциала конический, двухсателитный
30 Число карданных шарниров и валов 3 шарнира
2 вала
31 Тип главной передачи, передаточное число Uo Одинрн. 3,9
32 Тип бортовой (колесной) передачи,передат.Число -
33 Шины (модель) 185/12 R15
34 Давление воздуха в шинах:
- передних колес 3,2 – 3,3
- задних колес 3,7 – 3,8
35 Тип подвески
- передняя Невависимая
- задняя Зависимая
36 Тип рулевого механизма и наличие усилителя Глобоидальный червяк и 3-х гредневый ролик
гидроуселитель.
37 Тормозная система 2-х контурная с гидравлическим приводом, с 2-мя вак. усил.
38 Оптовая цена С, руб. -
Характеристика двигателя: ЗМЗ-2203, карбюраторный, 4-х тактный, верхнеклапанный с принудительным воспламенением и водяным охлаждением.
Тип автомобиля: дорожный, микроавтобус, с двигателем переднего расположения, рамной конструкции.
Тип подвески: передняя – независимая, пружинная с поперечными рычагами, 2 амортизатора; задняя – зависимая, на полуэллиптических рессорах, 2 амортизатора.
Тип коробки передач: 4-х ступенчатая, синхронизаторы на всех передачах переднего хода.
Тормозная система: 2-контурная с гидравлическим приводом, с 2 вакуумными усилителями, барабанными механизмами (D=280 мм, ширина колодок – 50 мм), разжим кулачковый; стояночный тормоз – на тормоза задних колес с механическим приводом.
Рисунок 1.
Компоновочная схема автомобиля
Обозначения:
1. двигатель;
2. сцепление;
3. коробка передач;
4. карданная передача;
5. главная передача и дифференциал;
6. рулевое управление;
7. задняя подвеска автомобиля;
8. задняя полуось;
9. ведущие колеса;
10. веромые колеса;
11. передняя подвеска автомобиля.
2. РАСЧЕТ УДЕЛЬHЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ
Эффективность конструкции микроавтобуса РАФ-2203-01 можно охарактеризовать рядом частных показателей и сравнить их с показателями другого микроавтобуса. Таким образом сравним конструкцию РАФ-2203-01 с конструкцией УАЗ-2206.
Таблица №2
Сравнительные удельные показатели эффективности автомобиля
N П а р а м е т р Расчетная
формула Значение
УАЗ-2206 РАФ-2203-01
1 Удельная мощность, Вт/кг NV = Nmax / Gа 0,0243 0,0266
2 Литровая мощность, кВт/л Nл = Nmax / Vh 26,9 29,5
3 Удельная масса двигателя, кг/кВт GN = Gдв / Nmax 2,51 2,56
4 Литровая масса, кг/л Gh = Gдв / Vh 67,9 75,7
5 Коэффициент использования массы km = Gа / Go 1,47 1,49
6 Отношение хода поршня к диаметру λ = S/D 1 1
По рассчитанным удельным показателям можно оценить эффективность конструкции микроавтобуса РАФ-2203:
1. Микроавтобус РАФ-2203 относится к автобусам особо малого класса и использовался как маршрутное такси, а так же оборудывался для скорой медицинской помощи и других надобностей. Это целевое назначение микроавтобуса РАФ-2203 обусловленно его колесной формулой (4х2.1), его проходимостью и вместимостью пассажиров (до 11 человек). Особенность конструкции состоит в том, что он базируется на шасси легкового автомобиля. Отсюда его динамика, большая, по сравнению с микроавтобусом УАЗ-2206, маневренность и скорость – 125 км/ч.
Микроавтобус УАЗ-2206 относится к автобусам местного сообщения. Эта машина, с двумя ведущими мостами, может перевозить не более 10 человек и до 200 кг груза, развивать скорость до 95 км/ч.
Составим таблицу, по каторой можно будет судить о проходимости и маневренности двух микроавтобусов РАФ-2203-01 и УАЗ-2206.
Таблица №3
Сравнительная характеристика
проходимости и маневренности автомобилей
№ Параметр, размерность, обозначение Значение
УАЗ-2206 РАФ-2203
1. Колесная формула 4х4 4х2
2. Дорожные просветы, м
(под передней осью) 0,22 0,19
3. Максимальная скорость 95 125
4. Углы свеса, град.
- передний 30 13
- задний 36 22
5. Радиус поворота, м
- внешний 6,3 5,5
- наружный 6,8 6,2
Из приведенных в таблице №3 данных видно, что микроавтобус РАФ-2203 является более более маневренным, чем УАЗ-2206, но менее проходимым.
2. По значениям показателя удельной мощности можно оценить запас мощности двигателей двух микроавтобусов. Так как значение этого показателя для микроавтобуса РАФ-2203 больше, чем для УАЗ-2206, то это означает, что двигатель автомобиля РАФ-2203 обладает большим запасом мощности, чем двигатель автомобиля УАЗ-2206.
3. Так ка для обоих микроавтобусов значение отношения хода поршня к диаметру цилиндра равно 1, то можно предположить, что двигатели, устанавливаемые на этих автобусах, с небольшой долей вероятности относятся к быстроходным.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|