Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Туризм /

Историческое развитие туризма в странах Европы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Оживление экономической конъектуры в 50-х гг. и последующему бурному росту в 60-е гг. соответствовало формирование общественной психологии "ограниченного потребления и высокой производительности труда" ("Общество трудоголиков"). Ограниченность потребления обусловлена отсутствием достаточного уровня благосостояния массового среднего потребителя. Труд являлся доминирующей категорией в общественном сознании данного периода. Быстрый экономический рост и насыщение рынка товарами стимулировали расширение парадигмы потребностей, а труд рассматривался в качестве основного средства для достижения удовлетворения запросов потребителей самими потребителями.

На рубеже 60-70-х гг. формируется "общество потребления материальных благ - потребление ради потребления. Усложняется мотивация туристического спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма. Все это сохраняет свою актуальность и на протяжении 80-х гг.

Со второй половины 70-х гг. одновременно с дифференциацией туристического спроса в предложение усиливается тенденция к специализации и диверсификации, причем последняя находит выражение как в расширении ассортимента представляемых услуг в рамках специализации фирмы, так и в проникновении туристических фирм в другие области сферы услуг. Насыщение рынка товаров и услуг, замедление темпов экономического роста, экономический структурный кризис середины 70-х гг. стимулировали формирование дифференцированного и доминированного последнего в 80-е гг.

В условия растущего единства и взаимозависимости мира, расширение межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса. В сожалению, в плоть до середины 80-х гг. статистика туризма не выделяла деловой туризм в самостоятельный предмет исследования, поэтому практически невозможно проследить долгосрочную динамику его развития.

Наряду с рекреационным и деловым эффектом, необходимо учитывать и растущее значение коммуникативного аспекта туризма: усиливается число туристических поездок с целью коммуникации и установления гуманитарных контактов, посещение друзей и знакомых; развивается религиозный и этнический туризм.

Мы вправе говорить об экспансии туризма в течении всех после военных десятилетий, хотя действительный объем этой экспансии оценить можно лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и неопределенности понятийного аппарата науки о туризме. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране (см. схему 2). Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: туристический продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).

Резюме: Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Совершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному туризма. В этот период международный туризм по сравнению с прежним этапом развивался в несколько раз интенсивнее.

Заключение

Говоря о возникновении и развитии международного туризма нельзя упускать из внимания факторы влияющие на формирование туристических поездок. Особенно это касается последнего послевоенного периода (четвертый этап), где развития было особенно интенсивным и бурным. В качестве важнейших факторов можно назвать:

• рост общественного богатства и доходов населения;

• сокращение рабочего времени и рост свободного времени;

• успехи в развитии автомобильного транспорта, авиастроения, средств коммуникации и информационных технологий;

• урбанизация;

• приоритеты в системе духовных ценностей общества.

Рост общественного богатства в послевоенные годы оказал существенно влияние на структуру потребительских расходов: рост валового внутреннего продукта в ФРГ (1950 г. - 270 млрд. марок, 1985 г. - более 1300 млрд. марок) и ежегодного дохода на душу населения (1950 г. - 4500 марок, 1987 г. - 19500 марок) сопровождался снижением доли расходов на питание и предметы роскоши (1960 г. - 36,9%). Вместе с тем доля туризма в структуре потребительских расходов граждан ФРГ выросла с 1960 по 1987г. с 1,7% до 4,3%.

Рабочее время, например, в промышленности ФРГ сократилось с 2350 часов в год в 1950г. до 1716 часов в 1987г. среднестатистический отпуск в ФРГ с 12 дней в 1950г. вырос до 31 дня в 1987/88г.

Развитие транспорта и средств коммуникации - растущая мобильность общества. Одним из важнейших стимулов развития туризма следует назвать неизменно растущую мобильность общества, обусловленную успехами транспортного строительства: развитием воздушного сообщения и удешевлением авиабилетов, автомобильный бум и доступностью цен на автомобили для среднего потребителя. В период с 1950г. по 1987г. число личных автомашин в ФРГ выросло с 0,5 млн. до 27 млн., в Швейцарии с 0,15 млн. до 2,7 млн. В ФРГ в 1954 г. личные автомобили составляли 19% от общего числа транспортных средств, использовавшихся туристами в качестве основного средства передвижения на отдыхе, а авиатранспорт не использовался вообще. В 1984г. эти показатели составляли соответственно 60 и 18%.

Урбанизация. Не находя удовлетворение в работе, современный человек имеет все меньше возможностей для полноценного отдыха и дома. Сегодня большая часть населения в развитых странах проживает в городах: в ФРГ, например, численность городского населения увеличилась в период 1950-1987гг. с 23,2 млн. до 45,1 млн. человек. Городской стиль жизни отличают следующие черты: стресс и суматоха, анонимность жизни, отсутствие контакта с людьми, стерильность городских пейзажей, отрыв от природы. В силу указаны выше причин работа и дом становятся во все большей степени "антимиром" для человека. Свободное время, и в первую очередь туризм, являются для многих людей возможностью временного бегства от отчужденного мира больших городов и возвращения к природе в поисках духовного тепла и социальных контактов.

Трансформация общественного сознания. В 1950-1990гг. в Западноевропейских странах произошли существенные сдвиги в структуре духовных ценностей общества.

Трансформация в общественном сознании подразумевает:

• изменения в системе духовных ценностей потребителя;

• изменения в теоретической концепции свободного времени.

Различают три фазы развития концепции свободного времени в послевоенный период: в 50-е гг. доминировала ориентация на свободное время как средство восстановления физических и умственных сил для продолжения производительного труда; в 60-70-е гг. свободное время используется на потребление материальных благ, которые обеспечивает растущее благосостояние общества (приобретение недвижимости, товаров длительного пользования, предметов роскоши и т.п.); 80-90-е гг. явной становится тенденция к гедонизации свободного времени: потребление материальных благ не как самоцель, но ради наслаждения жизнью.

Резюме ко всему реферату: суммируя все сказанное, таблица 1 отражает основные периоды эволюции спроса и предложения на европейском рынке туристических услуг и кратко характеризует каждый из этапов развития.

Спрос и предложение на европейском рынке туризма в 50-е - 90-е гг.

Временной Динамика Изменение в предложении

период туристического спроса структурные функциональные

50-е гг. Оживление спро¬са на туру¬с¬лу¬ги Активизация грю¬н¬дерства тур¬фирм; поли¬поль¬ная структура рынка Свободная конкурен¬ция, отсутствие це¬лево¬го маркетинга

60-е - сере¬дина 70-х гг. Бурный экстен¬сив¬ный рост ту¬рис¬тического спр¬оса; де¬мок¬ра¬тизация спро¬са в туризме Концентрацион¬ные процессы; фор¬ми¬рование оли¬гопольной струк¬туры рынка; перелив капиталов из других отрас¬лей народного хо¬зяйс¬тва в туризм Производство стан¬дар¬т¬но¬го турпродукта по дос¬тупным ценам для мас¬сового потребителя; агрессивная кон¬курен¬ция путем снижения цен и "слияний"; марке¬тинг ограничен органи¬за¬цией рекламы и сбыта продукции фирмы

вторая поло¬ви¬на 70-х гг. - начало 80-х гг. Замедление тем¬пов роста турис¬ти¬ческого спро¬са; переход от рынка произво¬дителей к рынку потребителей Падение доли уча¬с¬тия в рынке круп¬ных турфирм; акти¬визация грюн¬дерства малых и средних специа¬ли¬зи¬рованных туро¬пе¬раторов Усиливается тенденция к специализации и инди¬видуализации ту¬рис¬тического пред¬ло¬же¬ния как среди мелких и средних, так и среди круп¬ны фирм; агрес¬сив¬ная конкуренция пос¬тепенно сменяется тен¬денцией к коопе¬рации и поиску целевых групп потребителей; возник¬но¬вение маркетинговых кон¬цепций "имиджа фирм" и "системного сбыта"

середина 80-х - начало 90-х гг. Стагнация объе¬мов туристи¬чес¬кого спроса на высоком уров¬не; углубление дифференциации спроса; эколо¬гизация спроса Активное грюн¬дер¬ство специали¬зи¬рованных турфирм Углубление тенденции к специализации пред¬ло¬жения: "от диффуз¬но¬го универсала к компе¬тентно¬му специалисту"; в отношениях с конку¬рен¬тами превалируют

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»