Туризм /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
производительности.
• Следует предпринять определённые шаги, побуждающие большую часть занятых уйти с предприятия. Если учитывать социальный фактор, то в этом случае следовало бы направлять "лишних" сотрудников на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки с тем, чтобы они _ воспользовались этими „мостиками" для устройства на постоянную работу.
С целью углубления изученного в учебном пособии „ Управление^ предприятием" мы предлагаем вам ознакомиться с принципами кооперации, делегирования, руководства.
Кооперативное руководство:
является предпринимательской задачей первостепенной важности на всех уровнях управления предприятием. Его реализация и эффективность зависят от множества комплексно действующих материальных и личностных предпосылок. К ним относятся:
• предпринимательская и кадровая политика, соответствующая общественным и рыночным требованиям;
• делегирование задач, установление полномочий и
ответственности, • основанное на современных принципах управление со стороны руководства,
• активная деятельность сотрудников.
Делегирование.
При делегировании задач, полномочий и ответственности особенно важно:
• чтобы не было большого расхождения между значительностью задачи и делегированной ответственностью,
• чтобы они не пересекались с другими задачами и ответственностью,
• чтобы задачи/ответственность делегировались с учётом способностей сотрудника.
В связи с этим было бы хорошо, если бы каждое предприятие в ;
качестве основы своей управленческой и кадровой политики имело. бы письменно зафиксированные принципы управления, которых ;
придерживается каждый руководитель. ' >•
Принципы управления могут включать:
• цели и содержание управленческой задачи,
• целевое представление о стиле, приёмах и средствах управления, задачах системы управления и регламентации делегирования задач и полномочий, об обязанности руководства и сотрудников нести ответственность, служебном надзоре
• принципы формирования информационно-коммуникационных ..процессов, кооперативного сотрудничества, мотивации ;й... ^. согласования целей, процессов планирования, принятия решений и контроля, систем оценки труда, оценки и развития сотрудников, обучения руководителей, повышения и совершенствования ;
• квалификации, порядка подачи и рассмотрения жалоб, ' '• проведения опросов на предприятии, признания заслуг и высказывания критических замечаний.
Экскурс:
Изменяющаяся роль мастера
Изменения и новые тенденции в управлении персоналом лучше всего можно продемонстрировать на примере роли заводского мастера. В будущем он больше будет выступать в роли
• консультанта,
• наставника,
• воспитателя,
а не в роли руководителя. Как руководитель группы мастер несёт ответственность за персонал; группа признаёт его в силу его профессиональной компетенции. Группа понимается как плановая единица. Выполняемую группой работу всё чаще берут на себя машины, что оказывает влияние на общую структуру предприятия относительно „непосредственно" и „опосредствованно" производственного персонала. Разделение ответственности между планированием и реализацией производственного потока ;
постепенно ликвидируется - это приводит к усиленной концентрации ответственности у работников, занятых "непосредственно" на , .,, производстве.
Образ мастера в его классическом понимании, наделённого властью благодаря своему профессиональному авторитету, осуществлению учёта явки на работу, распределению работы и предоставлению отпуска, больше не соответствует современным принципам управления.
Роль заводского мастера всё больше изменяется - из бывшего контролёра он всё больше превращется в координатора, мотиватора и лицо, занимающееся развитием персонала, причём его деятельность часто выходит за .рамки одного коллектива.
Некоторые из них переходят также в отдел подготовки производства или в сферу обучения и повышения квалификации. Одновременно ;' деятельность подчинённого мастеру кв Тем самым мастер будущего становится личностью, которая оказывает поддержку своим сотрудникам, повышает их активность, руководит ими, помогает освоить технику и обладает способностью объяснять рабочие задания и обсуждать проблемы а коллективе. Вследствие всего этого стратегия поведения руководителя становится такой же важной, как и профессиональная компетенция, на которой раньше исключительно базировался авторитет мастера.
Многие мастера ещё не справляются с новыми требованиями. Проблемы существуют, прежде всего, в следующих 4 сферах:
1. Недостаток организаторских знаний. Это приводит к тому, что ещё не полностью используются возможности организации труда с применением новой техники на рабочем месте (расширение объёма работы, обогащение её содержания, смена рабочего места, работа в коллективе).
2. Авторитарная традиция предприятия. Она является'препятствием при передаче сотрудникам больше личной ответственности. Их творческий потенциал и гибкость остаются ещё -^ неиспользованными, что накладно для предприятия. Свобода принятия решений и распределения работы сотрудников часто ' ограничивается без необходимости.
3. Недостаточные способности для надлежащего руководства сотрудниками. Так, например, многие мастера не в состоянии бороться с позициями и поведением тех членов коллектива, которые препятствуют применению новой техники.
4. Недостаточная способность создавать определённую
удовлетворённость работой. В рамках кооперативного управления руководители, в определённой степени должны также выполнять ожидания сотрудников. Таковыми являются, например, самостоятельность, возможность проявить себя, самоопределение, творчество, коммуникация, сотрудничество, , индивидуальная работа, более короткое и, в частности, более гибкое рабочее время. Если сотрудникам будет предоставлена большая свобода действий и принятия решений, то на предприятии будут реализовываться не только содействующие развитию личности ценности, но и будет повышаться производительность. ^
Сравните эти проблемы с ситуацией на вашем предприятии. • :
Зафиксируйте в письменной форме возможные меры по уменьшению проблем.
Итак, чему должно способствовать управление персоналом, что должны принципиально обеспечить руководители?
Идентификация'сотрудников, а также руководителей с технике-
экономическими, организационными и социальными целями,
задачами и содержанием деятельности предприятия; мотивация
сотрудников.
Стимулирование у сотрудников готовности и желания добиться
высоких производственных результатов.
алифицированного рабочего, развивается в направлении наблюдения (напр., контроль программируемых производственных процессов) и быстрого целенаправленного реагирования при неполадках.
В общем и целом это означает:
• Часть прежних функций мастера переносится на сотрудников или даже на технические и/или электронно-вычислительные системы.
• Прежняя функция контроля со стороны мастера постепенно отпадает. ;
• Знание деталей в перспективе будет не за мастером, а за квалифицированным рабочим, который, например, благодаря интенсивному обучению лучше знает свой станок с ЧПУ , чем его руководитель. Выигранное таким образом время производственный мастер всё чаще может использовать для выполнения управленческих задач.
• Создание оптимальных материальных и персональных условий и предпосылок для высокой производительности работников предприятия.
• Полное использование прав участия в делах предприятия и принятия решений.
• Повышение работоспособности всех сотрудников.
5 Оплата персонала
Под оплатой персонала понимаются все денежные выплаты предприятия, которые непосредственно связаны с достигнутыми работниками результатами труда. Оплата производится в виде;
денежного вознаграждения за труд, как например:
• должностной оклад,
• повременная, аккордная и премиальная оплата труда,
• надбавки, премии, гонорар, комиссионные,
• материальные льготы, как возможность использования служебной автомашины в личных целях, бесплатная служебная квартира и, при необходимости, другие пособия и услуги социального „ характера.
В то время, как в старые времена заработная плата платилась натурой (бесплатное питание, жильё, товары), чистая натуральная оплата труда, например, в Германии запрещена. Платить натурой разрешается только наряду с оплатой деньгами. ' ^
Готовность сотрудников результативно работать, как прав,ило, связана с выплачиваемой им зарплатой. Но было бы неправильно думать, что оплата труда в любом случае является самым эффективным средством кадровой политики, чтобы добиться желаемой готовности работать в полную силу, ибо:
• оплата труда должна быть непосредственно связана с уровнем производительности,
• шанс получить более высокую зарплату - это лишь один шанс из f многих,
'• роль зарплаты может быть ограничена благодаря возникновению тесных социальных связей с коллективом, .. ,
• производительность зависит от прошлого опыта и надежд на. будущее, ,
• работающий не всегда может влиять на производительность
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|