Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Туризм /

Контрольная по экскурсионной деятельности

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


экскурсионного дела и его пропаганду внесли Н.К. Крупская, П.П. Болонский, С.Т. Шацкий, А.П. Пинкевич, А.Ф. Родин и многие другие передовые педагоги и методисты.

В 1920г. в Петрограде и Москве были открыты учреждения, готовящие руководителей экскурсий, - инструкторские экскурсионные станции. Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались на экскурсионных конференциях.

В Кубанском педагогическом институте в 1923-1926гг. курс «Экскурсионное дело» был прочитан профессором Гердом В.А., лекции которого позже были изданы отдельной книгой «Экскурсионное дело», явившейся большим вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела.

Вместе с организационными формами экскурсий развивались теория и методика экскурсионного дела. Обобщая накопленный опыт, экскурсионные работники давали рекомендации по организации и методике проведения экскурсий. В Петрограде начал выходить научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело». В эти годы были выпущены сборник научно-педагогических статей под общей редакцией профессора Б.Е. Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация»; книга Н.П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению», «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б.Е. Райкова и Э.В. Краснухи, «Методика и практика экскурсионного дела» Н.А. Гейнике и много других работ.

В 1930г. вышло четвертое дополненное и переработанное издание книги Б.Е. Райкова «Методика и техника ведения экскурсий». Автор, исходя из экскурсионной практики, автор обосновал ряд важнейших проблем экскурсионного дела, таких как, экскурсионный метод, типы экскурсий, школьные и внешкольные экскурсии, техника их ведения и т.д.

1.2. Развитие и совершенствование экскурсионного дела

в послевоенные годы.

После Великой Отечественной войны перед советским народом встали задачи восстановить разрушенное народное хозяйство на территориях, которые были оккупированы фашистами, и преодолеть последствия войны во всех областях жизни.

Особое внимание уделяется разработке экскурсий по ленинской тематике. Создается экскурсия «По ленинским местам Москвы». Московский Кремль стал главным объектом столичных экскурсий. Тематика экскурсий пополнялась производственными экскурсиями на новостройки страны, экскурсиями на искусствоведческие и литературные темы.

Этот период характеризуется дальнейшим расширением и усовершенствованием экскурсионной работы в стране, укреплением связей экскурсионных учреждений с профсоюзными организациями промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов, развитием различных форм обслуживания местного населения. Значительно расширилась экскурсионная тематика. В 1975г. она насчитывала 13 тыс. тем.

В последующие десятилетия в области теории и методики экскурсионного дела был сделан значительный шаг вперед. Центральным советом по туризму и экскурсиям разработаны и изданы «методические рекомендации» - более ста наименований, среди них: «Методика подготовки и проведения экскурсий», «В помощь экскурсоводу», «Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы», «Экскурсии в помощь системе политического образования», «О дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию», «Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками» и ряда других работ.

2. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию, его сущность.

Большое место в организации экскурсионного обслуживания местного населения и туристов занимает дифференцированный подход, т.е. подготовка и проведение экскурсий с учетом запросов, интересов, уровня подготовки и других особенностей различных групп населения. Эффективность экскурсионной работы зависит от правильного дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий.

Термин «дифференциация» означает разделение чего-либо целого на различные части.

Чтобы получить ясное представление о задачах в организации дифференцированного обслуживания населения, необходимо выяснить с кем экскурсионные учреждения имеют дело? Кто в настоящее время пользуется их услугами? Кого они думают охватить своими мероприятиями? Выяснив эти вопросы, экскурсионные работники приступают к дифференцированному обслуживанию местного населения и трудящихся, прибывших на отдых, и прежде всего к их группировке.

2.1. Виды группировок экскурсантов.

В настоящее время существует несколько видов группировок экскурсантов.

Первый вид группировки. Участники всех экскурсий, проводимых экскурсионным учреждением, подразделяются на определенные группы в зависимости от отношения этих людей к экскурсии как к форме организации культурного досуга. В этом случае группы отличаются большим или меньшим интересом людей к самой экскурсии. Профессиональные интересы, образование, уровень культурного развития и возраст в этом случае экскурсионным учреждением не учитывается. Этот вид группировки охватывает три основных категории экскурсантов.

В первую категорию входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать буквально все о науке, производстве, строительстве, истории, искусстве, архитектуре. Это самая массовая группа экскурсантов. В настоящее время значительная часть экскурсионной работы построена на обслуживании именно таких экскурсантов. В практике культурно-массовой работы подобных посетителей клубных и других мероприятий условно обозначают как тип «хочу все знать». В эту группу входят рабочие, служащие, инженерно-технические работники, студенты, дети, т.е. люди, самые различные по своему роду занятий, культурному уровню, возрасту. Все они сходны в одном – в стремлении получить знания, поэтому их привлекают любые темы экскурсий;

участников экскурсий, отнесенных ко второй категории, можно условно обозначить, как тип «уточните мою точку зрения». Сюда входят те участники экскурсий, которые имеют широкий круг знаний, проявляют устойчивый интерес к определенной области знаний, например к истории и к искусству. Они ставят перед собой задачу дополнить знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме. Этим объясняется тщательный выбор ими темы предстоящей экскурсии. Работа с такими экскурсантами требует постоянного расширения экскурсионной тематики;

к третьей категории экскурсантов относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. Однако в ходе экскурсии в группе, состоящей из таких экскурсантов, происходит расслоение. Часть участников, заинтересованная объектами показа и увлеченная рассказом экскурсовода, становится более активной. Другая часть группы проявляет вежливую заинтересованность, а иногда вообще не скрывает своего безразличия к содержанию экскурсии. В будущем значительное число экскурсантов, отнесенных к третьей категории, пополняют группы первой и второй категорий.

Сложность работы экскурсовода на маршруте состоит в том, что в его группе почти всегда присутствуют экскурсанты всех трех названных категорий.

Первый вид группировки не совершенен потому, что не дает возможность решить целый ряд вопросов, связанных с дальнейшим расширением тематики, повышением квалификации экскурсоводов, с методикой и подготовкой проведения экскурсий.

Осуществляя дифференцированный подход, следует исходить из того, что вся экскурсионная работа по существу своему является массовой. Воздействие экскурсовода рассчитано на группу участников в 25 – 45 человек (производственные экскурсии 10 – 15 человек). Однако при этом нельзя смотреть на экскурсионную группу как на что-то безликое, одинаковое.

Экскурсионная группа, это такая совокупность людей, которые при социальном, политическом и идейном единстве сами не сходны, неодинаковы между собой. Это надо учесть при изложении материала: экскурсия должна быть понятна и интересна для всех.

Стремление обеспечить однородность аудитории заставило экскурсионных работников искать другие, более совершенные виды группировки экскурсантов.

Второй вид группировки. Здесь подразделение экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам:

Первый признак – экскурсанты разделяются по возрасту. Создаются однородные экскурсионные группы с учетом возраста. Экскурсии для разных возрастных групп отличны друг от друга по способу передвижения, продолжительности, содержанию, методике преподавания материала;

второй признак – по роду занятий экскурсантов. Положенный в основу дифференцированного подхода к организации проведения экскурсий, он вдет к созданию отдельных групп из рабочих разных профессий. При проведении экскурсий для таких групп учитывают профессиональные интересы каждой из них;

третий признак – экскурсионные группы формируются по характеру общественной деятельности. Уже сейчас многие экскурсионные учреждения проводят экскурсии для профсоюзных работников;

четвертый признак – разделение на группы происходит в зависимости от формы учебы экскурсантов, расширения их кругозора. Имеются в виду кружки и семинары;

пятый признак – экскурсанты, которые отдают часы своего культурного досуга любительским занятиям. Эту группу составляют участники коллективов и кружков художественной самодеятельности, клубов и объединений по интересам – любителей музыки, театра, киноискусства, книги, туризма, природы, фотографии, различных видов коллекционирования.

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»