Туризм /
←предыдущая следующая→
1 2 3
Группировка экскурсантов по названиям признаков оказывает существенное влияние на процесс подготовки новых экскурсий, методику их проведения. Например, в пределах одной темы в содержание вариантов экскурсии для различных групп могут быть внесены значительные изменения.
Группировка второго вида требует серьезной подготовки экскурсоводов. Экскурсионными учреждениями многое делается в этом направлении. Они строят свою работу с учетом особенностей возрастных групп.
Третий вид группировки носит более сложный характер. К этому виду относятся экскурсии, проводимые для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их политической, общеобразовательной, профессиональной и другой подготовкой. Основой для изложения экскурсионного материала служит учет уровня развития участников и степени их подготовки. Это дает возможность проводить более глубокие по содержанию экскурсии, излагая в зависимости от состава аудитории, материал большей или меньшей сложности. Главное отличие экскурсий друг от друга в третьем виде группировки экскурсантов – их содержание, зрительный и словесный материалы, которые экскурсовод преподносит участникам.
В зависимости от уровня подготовленности аудитории может быть создано по пять-шесть вариантов одной экскурсии.
2.2. Особенности проведения экскурсии для различных групп.
В практике работы экскурсионных учреждений используют и другой вид подразделения экскурсантов:
на участвующих в обычных экскурсиях. Экскурсия для части экскурсантов служит одной из форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзного комитета в коллективе предприятия, учреждения, учебного заведения, а также по месту жительства и отдыха трудящихся и их семей. Среди данной части экскурсантов, составляющих в настоящее время большинство обслуживаемых экскурсионными учреждениями и музеями, создают раздельные группы из городских и сельских жителей, отдыхающих на туристских базах, в кемпингах, туристских гостиницах, на транспортных маршрутах, в здравницах. Комплектование таких групп происходит с учетом желания самих участников и носит добровольный характер;
на участвующих в экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Эти экскурсии раскрывают темы, предусмотренные учебным планом.
Экскурсии для сельского населения. Работа с этим контингентом имеет ряд отличительных особенностей. Одна из них состоит в том, что экскурсии проводят в периоды между напряженными сельскохозяйственными работами и сочетают, как правило, с различными формами отдыха.
При подготовке экскурсий для сельского населения учитывают их профессиональные интересы и слабое знакомство с городом. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы тружеников села, иметь представление о культурной жизни, производственной деятельности, это поможет увязать излагаемый материал с интересами экскурсантов.
Экскурсии на туристских базах и маршрутах. Обязательной частью программы пребывающих на туристской базе или маршруте являются экскурсии различных видов – городские, загородные, музейные, производственные. Стоимость плановой экскурсии входит в цену туристской путевки. Помимо этого организуются дополнительные экскурсии по выбору отдыхающих.
Характерная черта экскурсий для туристов состоит в том, что они проводятся с учетом их запросов и интересов. Это требует внесения значительных изменений в содержание экскурсии и методические разработки, подготовки специального «туристского» варианта экскурсии на данную тему.
Того же особого подхода требуют группы туристов, прибывающих во многие города на туристских поездах и теплоходах.
Экскурсии для отдыхающих в санаториях и домах отдыха. В работе с отдыхающими в санаториях и домах отдыха следует исходить из того, что главной задачей их пребывания в данном учреждении является лечение, укрепление здоровья. Поэтому важно обеспечить тесное сотрудничество работников экскурсионных организаций с медицинским персоналом санаторно-курортных учреждений. В соответствии с профилем санатория для отдыхающих разрабатывают специальные экскурсии, несколько вариантов на одну и ту же тему.
Экскурсии для молодежи. При организации специальных экскурсий для молодежной аудитории следует исходить из того, что у молодежных экскурсий есть свои специфические особенности. Это – тематика, содержание и более активная форма проведения. По тематике экскурсии для молодежи делят на несколько групп – обзорные.
В другую группу входят экскурсии, посвященные отдельным историческим событиям.
Экскурсии для молодежи могут быть подразделены в зависимости от состава участников на следующие группы: студенты ВУЗов, учащиеся профессионально-технических училищ, школьники-старшеклассники, молодые рабочие и служащие.
Экскурсии для детей. Экскурсии для детской аудитории можно разделить на две группы – школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика, методика проведения.
Школьные экскурсии в свою очередь имеют три вида: урочные проводимые в учебное время; внеурочные, проводимые до и после занятий в классе и внеклассные – факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связано с учебной программой определенного класса школы. Эти экскурсии ведут педагоги общеобразовательных школ в соответствии с планом работы по своему предмету. Цель школьной экскурсии – изучение учебной программы по конкретному предмету.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважению к труду, всесторонне гармоничное воспитание.
3. Перечень материалов для «Уголка экскурсанта» на предприятии.
Уголок экскурсанта создается на предприятиях, организациях и в учреждениях, в том числе учебных заведениях, на которых экскурсионным бюро ведется плановая работа по привлечению экскурсантов.
Перечень материалов входящих в состав «Уголка экскурсанта»:
1. фотографии памятников истории, культуры, достопримечательных мест;
2. положение об инициативной группе;
3. тематика экскурсий и путешествий, их краткое содержание;
4. список краеведческой литературы;
5. туристические схемы;
6. адреса, номера телефонов экскурсионных организаций, культурно-зрелищных предприятий;
7. условия участия в туристско-экскурсионных мероприятиях;
8. план туристско-экскурсионных мероприятий;
9. список лиц ответственных за проведение туристско-экскурсионных мероприятий;
10. справочные данные о туристских базах, туристско-экскурсионных маршрутах, маршрутах выходного дня;
11. советы о том, как организовать отдых в выходной день;
12. условия ближайшего туристско-экскурсионного мероприятия;
13. отзывы туристов и экскурсантов, побывавших на туристско-экскурсионных мероприятиях и т.д.
Список использованной литературы:
1. „Про туризм” Закон України від 15.09.95 №324/95 – ВР // Відомості Верховної Ради україни – 1995.
2. «Программа развития туризма в Украине до 2010г.» // Ведомости Верховной Рады Украины – 2000г.
3. Емельянов П.В. «Экскурсоведение» часть I, II, III / Москва 1992г.
4. Емельянов П.В. «Организация экскурсионной работы» / Москва - 1984г.
5. Тиякова Р.А., Емельянов П.В., Пасечный П.Ф. «Основы экскурсоведения» / Москва - 1984г.
6. Кисяк В.Ф. «Організація туристичной діяльності в україні» / Київ - 2003р.
7. Тиякова Р.А. «История экскурсионного дела в СССР» / Москва – 1986г.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|