Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Туризм /

Туризм (на примере региона Кавказских Минеральных Вод)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отрас-лей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формирова-нии валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового балан-са, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости насе-ления, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи-ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производст-во товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Санаторно-курортной обслуживание , является одной из особо важных отраслей туризма, но к сожалению в нашей стране , особенно в годы становления рыночной экономики эта сфера не стала такой же при-быльной и эффективной как в других странах. Курорты перижили слож-ные годы, но наблюдаемый подьем в течение 1998-2000 годов свидетельс-вует., что санаторно-курортная отрасль постепенно становится одной из наиболее динамично развивающихся и все больше и больше привлекает не только рекреантов, но и инвесторов.

В свою очередь, стабилизация санаторно-курортной отрасли в ре-гионе, оживляет и деятельность в сфере туризма, поэтому в работе рас-сматриваются вопросы санаторно-курортного обслуживания в связи с развитием рынка туристических услуг в целом Перспективы развития КМВ, согласно Правительственным целевым программам также строятся с учетом развития туризма, при сохранении приоритета санаторно-курортного обслуживания , как традиционного для региона.

Всемирная туристская организация (ВТО) подвела итоги 2001 года, согласно которым число туристов, путешествующих за границу составила 657 млн. человек. Общий доход государств от туризма составили 455 млрд долларов США, в том числе 75 млрд. долларов получили США, 2502 млдр. Долларов – Испания, 31 млрд. долларов – Италия и 24 млрд. долла-ров – Франция. По прогнозам экспертов ВТО, число туристических поез-док в мире к 2010 году достигнет миллиарда туристских прибытий, из ко-торых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими тем-пами по сравнению с Европейским регионов в целом.

На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и по-литическая стабильность и ряд других факторов.

Для развития выездного туризма в России существуют объектив-ные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природ-ный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поде-ленный и очень перспективный рынок.

На основании всего вышеперечисленного особую важность приоб-ретает изучение состояния важнейшей отрасли Кавказских Минеральных Вод как одного из сегментов туристского рынка России, это делает тему особенно актуальной.

Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка санаторно-курортных услуг , как составляющей индустрии туризма в регионе КМВ.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 Определить место отрасли в экономике региона;

 Изучить состояние дел в туристической и санаторно-курортной сфере региона;

 Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе.

В ходе работы использованы материалы ЗАО «Ставропольинтур», Администрации КМВ, данные периодический печати.

Теоретической базой работы явились труды отечественных и зару-бежных исследователей.

1. Экономика туристской отрасли

1.1 Место туризма в экономике страны

В настоящее время в России работают более 15000 организаций ос-новой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успеш-но решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет ту-ристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, свя-зи, производства товаров народного потребления), а также конституцион-ных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производства по остаточному принципу.

В туристической индустрии с 1991 по 1996 годы создано и сохра-нено около 600 тыс. рабочих мест.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО) ком-плексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по срав-нению с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест мо-гут быть созданы уже в ближайшее время в этом секторе.

Каждый год число вакансий в туристической отрасли увеличивает-ся на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями. По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интернациональный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. туристов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1995 годом дол-жен составить 60%.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как со-ставной части услуг – в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложе-ний, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых по-ступлений. К 1995 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм.

На долю международного туризма приходится около 7% от миро-вого экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслу-живания (в процентах), представлен в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1 Рост туристской активности

Период Рост числа прибытий

туристов, % Рост доходов от обслужива-ния туристов, %

1990 – 1995 г.г. 2,5 3,0

1995 – 2000 г.г. 4,0 5,0

2000 – 2010 г.г. 3,0 4,0

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туриз-ма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хо-зяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства това-ров народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причи-нам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские ус-луги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приори-тетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составля-ет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испа-ния, Португалия).

Испанию посетило в 1995 году более 70 млн. туристов, что намного больше собственного населения страны. Италия получила от туризма в 1995 году более 25 млрд. долларов. Граждане Германии в 1994 году со-вершили рекордное число туристских поездок за рубеж – 65 миллионов (США – 47 миллионов).

В туристической индустрии динамика роста объемов предостав-ляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быст-рее, чем в других отраслях. временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристиче-ском бизнесе минимальный.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (для об-служивания одного туриста требуется 9 человек).

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влия-ние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гости-ничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефици-том квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли Рос-сии составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль рот выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов.

В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму.

В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и раз-витии туризма в Российской Федерации».

Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»