Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Цифровые устройства /

Основы фотографии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


помощью оттененных и ступенчатых серых филь¬тров можно добиться плавного или резкого притемнения той или иной части кадра.

Широко распространенные зеркальные и дальномерные фото¬аппараты устанавливают относительно объекта съемки по изобра¬жению на матовом стекле и в видоискателе, т. е. производят кадри¬рование изображения. Перед кадрированием находят точку съёмки, т. е. такое положение фотокамеры, при котором объект может быть передан наиболее выразительно. Таким образом, при кадрирова¬нии решаются как технические (установка объекта в поле зрения камеры), так и изобразительные задачи.

При съемке фотообъективом с нормальным фокусным расстоя¬нием удаление фотоаппарата от снимаемого объекта должно быть, как правило, не меньше ширины или высоты этого предмета. Это правило не соблюдается при съемке части объекта, т. е. при круп¬ноплановой съемке.

Резкими можно передать предметы, находящиеся не только в одной плоскости, но и занимающие определенное пространство по глубине. Как было сказано ранее, глубина резко изображаемого пространства зависит от величины фокусного расстояния фото¬объектива и числа диафрагмы. При определении и установке ее границ руководствуются специальными таблицами или шкалой глубины резкости на объективе фотоаппарата.

Так же следует особое внимание обратить на композицию.

В переводе с латинского слова «композиция» означает составление, соединение, связь. В фотографии под компо¬зицией понимается выбор объектов съемки, гармоничное объедине¬ние отдельных элементов снимка в единое художественное целое.

Пространство выражается в плоскости снимка тем или иным сочетанием линий, т. е. его восприятие связано с линейной перспективой.

К основным элементам композиции относятся также и такие факторы, как освещение, расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы — все они способствуют раскрытию содержания снимка.

Линейный рисунок фотоснимка обусловливается расстоянием от аппарата до объекта съемки, высотой и направлением съемки, крупностью плана и другими факторами. При одном положении фотоаппарата получают правильное выражение геометрические размеры и плохо или совсем не передается объемность объекта, а при другом достигается хорошая передача всех трех его измере¬ний: ширины, высоты и длины. В фотографии наибольшее распро¬странение при всех видах художественной съемки получила фото¬съемка под углом к объекту.

Фотографируют обычно с высоты человеческого роста. Однако существует также съемка с нижней и верхней точек, т. е., как иногда говорят, съемка с нижнего и верхнего ракурса. При съемке с нижнего ракурса объекты получаются преувеличенной высоты и приобретают монументальность, а с верхнего ракурса — умень¬шаются по высоте.

Большие наклоны оптической оси фотоаппарата приводят к перспективным искажениям вертикальных параллельных линий, т. е. к их сходу. Так, в результате съемки высоких зданий с ближ¬него расстояния и с нижней точки кажется, что здание завали¬вается назад. Эти искажения заметны тем больше, чем больше угол наклона оптической оси фотоаппарата, чем меньше расстоя¬ние до объекта съемки и чем короче фокусное расстояние фото¬объектива.

В зависимости от высоты точки съемки и наклона оптической оси съемочной камеры изменяется положение линии горизонта. Как правило, линия горизонта располагается или подразумевается на снимке не посередине, а на высоте 1/3 или 2/3 кадра, что создает лучшую зрительную уравновешенность изображения. Наклон ли¬нии горизонта по диагонали кадра может обеспечить получение динамичного снимка, например, при передаче движения. Созданию иллюзии движения помогает диагональное размещение объекта в кадре. Этому способствует также правильный выбор фазы движения объекта и иногда смазанность его контуров или фона.

Большое влияние на линейную композицию оказывает и рас¬стояние до снимаемого объекта. При съемке общим планом, т. е. при съемке со сравнительно большого расстояния, получают мелкое изображение объектов. Съемку средним планом ведут с более близких расстояний. Если объект занимает почти всю площадь снимка, то такой вид съемки называют съемкой крупным планом; при еще более крупном масштабе — съемкой макропланом (в плоскости снимка получают только часть объекта, фрагмент).

Следует указать, что, помимо принятого классического соотно¬шения сторон кадра 2:3 и 3:4, получили широ¬кое распространение квадратный и удлиненный снимки.

Большое влияние на изобразительное качество снимка оказы¬вает расположение объекта съемки на картинной плоскости.

Очень большое значение имеет умение выделить на снимке сюжетно важный объект. Эта цель обычно достигается комплексом изобразительных и технических средств, основными из которых являются: передача основного объекта в более крупном масштабе; показ основного объекта на переднем плане; передача основного объекта резким, а второстепенных — менее резкими; более высокая яркость сюжетно важного объекта (все остальные объекты на¬ходятся в затемненной зоне).

Тональная или воздушная перспектива передается воздушной средой, когда близкие предметы на снимке получаются более кон¬трастными, чем удаленные. Тональная перспектива хорошо передается при тумане и дымке. Ее можно усилить съемкой через го¬лубые и синие светофильтры. Иногда применяют также туманные светофильтры (ступенчатые и оттененные). При съемке с желтыми и оранжевыми светофильтрами эффект воздушной дымки умень¬шается или исчезает вообще.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ СЪЕМКА

Процесс фотографической съемки состоит из ряда различных операций. Решаемые при съемке задачи можно условно разделить на две взаимосвязанные группы — технические и творческие. Подготавливаясь к съемке, выбирают фотоаппарат, объектив, фотографический материал и светофильтр, необходимые для данного вида фотосъемки. Затем, если требуется, фотограф устанавливает фотоаппарат на штатив, находит наилучшую точку съемки, определяет требуемые выдержку, диафрагму и т. д. Одно¬временно решаются вопросы композиционного построения снимка, т. е. наиболее выразительного размещения в нем объектов, соче¬тания в плоскости изображения световых и тональных элемен¬тов и др.

Съемочное освещение.

Слово фотография в дословном переводе озна¬чает светопись. Свет играет исключительно важную роль в фото¬графическом воспроизведении окружающего пространства. Объем и форма предметов, их цвет, фактура поверхности передаются на снимке благодаря освещению.

При фотографической съемке используют как естественное освещение, так и освещение искусственными источниками света.

При выборе световых условий решаются три основные задачи освещения: фотографическая, композиционная и изобразительная

Фотографическая задача связана с чисто техническими вопро¬сами. Сюда входит определение правильной экспозиции, создание на объекте съемки определенного интервала освещенностей и яр¬костей, который сможет передать используемый фотоматериал.

При решении композиционной задачи освещения фотограф вы¬бирает такие световые условия, при которых объект съемки и со¬держание снимка в целом были бы переданы максимально выгодно с художественной точки зрения. Здесь в качестве элементов фото¬композиции используют тени, блики, световые пятна и т. п. Благо¬даря свету, организуется внимание зрителя на основном объекте и скрываются второстепенные.

Изобразительная задача состоит в решении вопроса передачи объемности предметов и пространства на гладкой двухмерной плоскости фотографического снимка. Передача пространства до¬стигается, например, тональной перспективой, т. е. передачей близко расположенных предметов более контрастными по сравне¬нию с удаленными предметами.

Таким образом, съемочное освещение позволяет получить на фотослое правильно экспонированные изображения с выявлением формы, объема, фактуры и цвета (или тона) объектов, с точным соответствием результатов съемки поставленной технической и ху¬дожественной задаче (обеспечение этих условий обнаруживается после обработки экспонированного фотоматериала).

По характеру освещение может быть светотеневым и то¬нальным.

При светотеневом освещении объем объекта съемки выра¬жается четко с помощью ярко выраженных светов и теней. Этот вид освещения создается направленным светом, падающим на объект под некоторым углом.

Тоновое освещение характеризуется нечетким выражением объема объекта съемки. При этом объект освещается или рассеян¬ным светом или светом, направленным параллельно оптической оси объектива фотоаппарата.

Иногда, кроме светотеневого и тонового освещения, приме¬няется так называемое локальное и силуэтное освещение. При локальном освещении световой пучок падает на ограниченную часть объекта или съемочного пространства. Силуэтное освещение отличается тем, что передний план затемнен, а предметы, находя¬щиеся в глубине кадра, освещены более сильно.

Основные элементы освещения. Объект съемки обычно осве¬щается в помещении несколькими источниками света, различаю¬щимися между собой по направлению светового потока и относи¬тельной интенсивности, что дает неодинаковые освещенности на разных участках объекта.

Различают следующие шесть видов света:

общий заполняющий;

основной направленный (рисующий);

выравнивающий;

моделирующий;

контровый;

фоновый.

Основной направленный (рисующий) свет пред¬назначен для освещения сюжетно-важной части объекта съемки или нескольких объектов. Он обеспечивает разницу освещенностей объекта и передает объем, форму и фактуру поверхности предме¬тов, изображаемых на снимке.

Выравнивающий свет подсвечивает теневую сторону объекта съемки и создает

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»