Экономико-математическое моделирование /
←предыдущая следующая→
1 2
Министерство Экономики России должно обеспечить:
- систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес-
кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ-
ного финансово-инвестиционного сотрудничества;
- формирование и реализацию государственной политики по привлече-
нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин-
вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
- работу по заключению международных договоров о поощрении и вза-
имной защите капиталовложений, организации и проведению международных
тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе
продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-
ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-
ятельности иностранных инвесторов.
2Макроанализ проблемы
- 6 -
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо-
го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни
россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-
щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов- с другой, непос-
редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об-
новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель-
ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и
структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-
тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен-
ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-
чей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее эко-
логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,
не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-
кого регулирования на достижение общественных целей.
Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначи-
тельна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных
стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-
шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько
раз превышает ввоз капитала в Россию.
2Микроанализ системы
Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатс-
тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития
общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный
кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по
сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза, а в 1993 году - еще на 16%
("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994
год, номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля
накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело-
вой мир, 1994, номер 1)
- 7 -
В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза,
то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-
изводственных капитальных вложений как источника расширенного воспро-
изводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод
основных фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб. затраченных капитальных
вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28.
Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных
вложений бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами, нап-
равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое
монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и
автомашин) за 1992-1993 гг. снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ, 1994,
номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-
рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-
ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного
строительства, на 1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб-
лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-
водственного строительства (Экономика и жизнь, 1994, номер 5). Абсо-
лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая
в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-
чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1
трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-
фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-
жений соответствовало 1.473 трлн. руб!
2Схема причинно-следственных связей
Общество попало в спираль суженного воспроизводства,
которая схематически в условиях замкнутой экономики выглядит так:
1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1
1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1
1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 - 0>
1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся
1фондоотдаче (P1
←предыдущая следующая→
1 2
|
|