Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономико-математическое моделирование /

История развития экономико-математического моделирования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Финансовая академия при Правительстве РФ

Кафедра математического моделирования

экономических процессов

РЕФЕРАТ №1

На тему:

«История развития экономико-математического

моделирования»

Исполнитель: студент группы ВКФ2-1.

Руководитель: проф. Лабскер Л.Г.

Москва 2000

План:

Введение:

Глава 1. История применения математических методов в эконо-мике.

Глава 2. История развития экономико-математического модели-рования в США

Глава 3. История развития экономико-математического модели-рования в СССР.

Заключение:

Список литературы:

Введение:

Моделирование, как метод научного познания, стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватило все новые области науч-ных познаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и , наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования XX век. Однако методология модели-рования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсут-ствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться важная роль моделирования как универсального метода научного познания.

Глава 1. История применения математических методов

в экономике.

Применение математических методов, в том числе и методов мате-матического моделирования, в экономике в целом имеет длительную исто-рию. В качестве примера приведем характеристику математического мето-да исследования основателем классической школы буржуазной политиче-ской экономии В. Петти (1623 – 1687). В предисловии к «Политической арифметике» В. Петти указывал, что его способ исследования «не обыч-ный, ибо вместо того, чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер, что я уже давно стремился пойти по этому пути, чтобы показать пример политиче-ской арифметики».

Революционный демократ, крупнейший экономист домарксовского периода Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) в замечаниях на трактат Д, С. Миля «Основания политической экономии» писал: «Мы видели уже много примеров тому, какими приемами пользуется политическая экономия для решения своих задач. Эти приемы математические. Иначе и быть не может, потому что предмет науки – количества, подлежащие счету и мере, пони-маемые только через вычисление и измерение».

Понятие об экономике как науке возникло в период расцвета грече-ской рабовладельческой демократии, когда были сделаны первые попытки не просто заметить, а теоретически осмыслить факты экономической жиз-ни.

Слово «экономия», от которого произошли такие понятия, как «эко-номика», «экономическая наука» и т. д., в переводе с греческого имеет смысл науки о ведении домашнего хозяйства. По своему основному содер-жанию она должна была заниматься вопросами рационального хозяйство-вания. Однако поскольку богатое греческое рабовладельческое хозяйство являлось сложной производственной системой, на которой отражались все процессы, происходившие в обществе, то эта наука неизбежно затрагивала и более общие проблемы: из каких хозяйственных единиц должно состоять разумно построенное государство; в каком отношении эти единицы должны обменивать производимые ими товары; какую роль играют торговля и деньги? Проблемы экономической науки в таком виде сформулировал ве-ликий греческий философ Аристотель, которого принято считать ее осно-вателем. Аристотель первым пытался рассмотреть экономические законо-мерности, господствующие в обществе, выдвинул идею о различии между потребительной и меновой стоимостями товаров, высказал мысль о пре-вращении денег в капитал и т. д.

Таким образом, еще в Древней Греции в экономической науке воз-никли два направления исследований: во-первых, это анализ методов ра-ционального управления народным хозяйством и, во-вторых, изучение ос-новных экономических закономерностей. В дальнейшем первое направле-ние превратилось в науку о рациональном управлении деятельностью про-изводительных единиц любого уровня – от производственного участка до экономики в целом. Второе направление дало начало экономической тео-рии – науке, изучающей основные экономические закономерности сме-няющих друг друга общественно-экономических формаций. Оба направле-ния экономической науки развивались и развиваются в тесной связи между собой, их общность особенно заметна в исследованиях, направленных на изучение экономики страны как целого.

В системе экономических наук главенствующее положение занимает экономическая теория: она служит теоретической и методологической ос-новой всего комплекса экономических наук. Применение математических методов в экономике началось именно в теоретико-экономических иссле-дованиях.

Обычно в качестве исторически первой модели общественного про-изводства называют экономическую таблицу Ф. Кене (1694 – 1774). В 1758 г. он опубликовал первый вариант своей «Экономической таблицы», второй вариант – «Арифметическая формула» - был опубликован в 1766 году. К. Маркс высоко оценил таблицу Ф. Кенэ. «Это попытка, - писал Маркс, - сделанная во второй трети XIII столетия, в период детства политической экономии, была в высшей степени гениальной идеей, бесспорно самой ге-ниальной из всех, какие только выдвинула до сего времени политическая экономия».

Представители буржуазной политической экономии уже с середины XIX века в своих теоретических исследованиях начинают использовать все более и более сложный математический аппарат. В последнее тридцатиле-тие XIX века складывается самостоятельное математическое направление в буржуазной политической экономии.

Математическая школа возникла в рамках так называемого неоклас-сического направления в политической экономии, главным содержанием которого является теория предельной полезности (маржинализм). В ходе развитие неоклассического направления проблемы социально-экономической динамики незаметно исчезают из анализа, постепенно осу-ществляется переход к общим проблемам функционирования экономиче-ских систем, рыночных и ценовых механизмов, реализации принципа эко-номичности и рациональности в условиях совершенной конкуренции, усло-вий частного и общего равновесия.

Родоначальником математической школы считается французский ученый О. Курно (1801 – 1877). В 1838 г. вышла его книга «Исследование математических принципов теории богатства» (О. Курно был известным математиком, философом, историком и экономистом).

Видными представителями математической школы являются Г. Гос-сен (1810 – 1859) в Германии, В. Джевонс (1835 – 1882) в Англии, Л. Валь-рас (1834 – 1910) в Швейцарии, Г. Кассель (1866 – 1944) в Швеции, Ф. Эд-жворд (1845 – 1926) в Англии, В. Парето (1848 – 1923) в Италии, В. Дмит-риев )1868 – 1913) в России.

Представители математического направления в буржуазной полити-ческой экономии достигли известных успехов в области математического моделирования, в раскрытии ряда объективных закономерностей производ-ства, обмена, распределения и потребления. В этой связи необходимо отме-тить важность работ русского экономиста В. К. Дмитриева. Его основная работа «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теории предельной полезности» была опубликована в 1904 году. В своих работах В, К. Дмитриев предвосхитил ряд выводов, которые позд-нее были получены В. Леонтьевым на основе анализа моделей «затраты – выпуск». В частности, эти выводы важны для подсчета коэффициентов полных материальных и трудовых затрат. Кроме того, стремясь примирить трудовую теорию стоимости с теорией предельной полезности, что, естест-венно, сделать невозможно, он тем не менее поставил проблему соотноше-ния категорий стоимости и полезности.

Родоначальники математической школы рассматривали математиче-ские методы, математическое моделирование связей между элементами экономической системы как методы исследования, а не как методы изложе-ния, иллюстраций экономических положений и законов, полученных дру-гих путем. Изложение же выводов, полученных математически, может быть дано и на обычном языке, или в математической форме, но без доказатель-ства. Так, Л. Вальрас писал: «Весьма немногие из нас в состоянии прочесть «Математические начала натуральной философии» Ньютона или «Небес-ную механику» Лапласа, и тем не менее мы все принимаем на веру сделан-ное сведущими людьми описание мира астрономических явлений согласно закону всеобщего тяготения. Почему точно таким же образом не принять описание мира экономических явлений, сделанного согласно закону сво-бодной конкуренции».

Представители математической школы с помощью математических методов стремились разрешить не отдельные частные проблемы экономи-ческой теории, а охватить весь экономический процесс в целом, дать об-щую картину взаимозависимости всех экономических явлений. Так, по мнению Парето, процесс научного прогресса проходит через три стадии:

1. мы ограничиваемся констатированием существованиям взаимодей-ствия между отдельными элементами экономической системы, не входя в дальнейшее их изучение;

2. мы знаем отдельные связи, существующие между отдельными эле-ментами;

3. мы имеем возможность вычислить величину всех этих элементов и дать совершенно точное выражение условий равновесия. Идеал вся-кой науки – достижение третьей стадии.

Математический

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»