Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономико-математическое моделирование /

Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


1.МОДЕЛ-ИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ На идеи модел-я по существу базируется люб метод научного познания как теоретич, так и экспериментального. Термин модель от лат «образец, норма, мера. Понятие модели основано на принципе аналогии, некот общ св-в, подобия различн объектов. Примером подобия могут служить макеты самолетов(помог изучать азродин хар-ки самолетов и тп). Эти модели основаны на прямой аналогии. С точки зрения упр-я хоз процессами наиб интерес представл модели основанные на сходстве поведения сист, подобия их реализации на изменение воздействия. Именно сходство в измен поведения сист при воздейств на них служит принцип основы модел-я поведения сложных сист. При этом приходится иметь в виду, что наблюд сходство неполное, а лишь по некот св-вам. Т.о мод-е предполаг, что имеются две сист 1)сист –оригинал, кот мы упр-м или должны упр-ть 2)модель этой сист, ее аналог в важном для практич реш отнош. Модель служит ср-вом познания оригинала, поскольку реальная сист имеет бесчисленное мн-во сторон, св-в, она исслед кажд раз в некот отнош опред конкретной задачи. Для реш практич задач важно чтобы обеспеч подобие модели и оригинала. Нет необх чтобы модель отображала все св-ва оригинала.

2.ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ МОДЕЛ-Я Для реш практич задач недостаточно только подобия, необх возм-ть эксперим с моделью. Воспроизведение некот огранич мн-ва сущ-х св-в поведения сист наз имитацией. Различ след способы: 1)аналоговый – замена носителей базовых св-в реальной сист др физ носителями 2)аналитич – замена матер носителей баз хар-к абстрактно мат соотнош 3)машинный – построение численных моделей поведения сист на основе алгоритмов 4)ситуационный – путем отображ поведения сист в некот моменты времени в виде сценариев, деловых игр. В зав-ти от способа отображ св-в, через те или др носители все модели подраздел на материальные (физические) и на абстрактные(цифровые, знаковые и тд). Формализ представл закономерностей поведения реальных эк сист в виде абстрактных мат аналогов получ назв мат модел-е.

3.ЭК-МАТ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ Класс мат моделей, разраб для реш эк задач, наз эк-мат моделями. Практич задачами эмм явл анализ эк объектов, эк прогнозирования, выработка упр-х реш. Описание эк процессов и явл в иде эмм базир-ся на использ одного из эк мат методов. С известной долей эк-мат методы можно представить в виде 1)эк-стат методу (регрессионный, факторный, диспресион анализ) 2)эконометрия (макроэк модели, теория пр-х ф-ий, межотраслевой дал, национ счета, анализ спроса и предложения, глобальное модел-е) 3)методы принятия оптимальных реш (мат прогр-е, прогр-е на сетях, теории массового обслуж, теория игр, мотоды модел-я эк процессов в отраслях и на пр-ии) 4)эк кибернетика (сист анализ эк-ки, теория эк инф-ии, теория сист упр-я) 5)теория эксперим изуч (методы машинной имитации, деловые игры). Предметом эмм явл изучение и развитие метода и моделей и определ условий их приним в практич дея-ти.

4.СВЯЗЬ ЭК-МАТ МОДЕЛ-Я С ДР НАУКАМИ 1)математика (мат статистика, лин алгебра и др) 2)технич база (без ЭВМ невозможны трудоемкие вычисления, вычислит мат-ка, теория алгоритмов) 3)экономич (эк теория, микро, макро эк-ка, они вооруж сист показ-й иходной инф-ии) 4)технологич дисциплины (эк процессы протекают при взаимод раб силы и ср-в пр-ва на основе специфич знаний о самом процессе. Т.о эв-ть использ эмм для реш эк задач завист от клас-ции постановки задач.

5.ЭК-МАТ МОДЕЛ-Е В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕЩЕНИЙ В схеме процесса принятия реш можно выявить 6 этапов 1)выявление проблемы 2)постановка, формулировка проблемы 3)поиск решений 4)принятие реш 5)выполн решения 6)оценка и анализ получ реш. На этапе поиска реш проблемы необх структурировать (проанализ) ее. Струк-ция проблемы определ 5 осн логич эл-ми 1)цель(ряд целей), достиж кот означ, что проблема решена 2)направление действий, с помощью кот достиг цель 3)зат-ты ресурсов, требуемых для кажд направл действий 4)модель (модели), в кот с помощью формального языка (мат-ки, логики) отображ связи меж целями, направлениями действий и законами 5)критерий, с помощью кот сопост цели и зат-ты и отыскиваются наиб предпочтит решения. Степень стр-ции проблемы имеет 4 уровня: 1)стандартная проблема, связана с одновариантными расчетами (расчет потреб-ти мат и тр ресурсов) 2)хорошо стр-ые проблемы, проблемы требующ выбора оптим варианта из мн-ва возможных (наиб широко примен методы) 3)слабо стр-ые проблемы, они обычно связаны с выработкой долгосрочных направлений действий и каждый из них затрачив многие аспекты дея-ти пр-ий. В этом случ трудно или почти невозмржно описать мат связи. Эти проблемы реш преимущественно с использ методологии сист анализа, сочетающего в себе кач-ый анализ 4)нестр-ые проблемы, они отлич неопредел-ю как цели дея-ти, так и возможн направл дея-ти. К проблемам такого рода относится формир научных планов соц развития и тд. В этом случ реш приним на основе метода экспертной оценки, интуиции разработчика проблемы.

7.СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМ-НОГО АНАЛИЗА Сист нализ (са) впервые был выделен как эф-ый метод реш сложных проблем в США пр отборе и планир-и сист вооруж. С развитием общ сист ис накоплением опыта методы са получ теоретич базу и быстро развив как научную дисциплину. Са можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики. Са находится в стадии развития и как всякая наука имеет размытые границы, откуда следует мн-во определений термина. Са – сов-ть определенных научных методов и практич приемов принятия реш разнообразн проблем, возник во всех сферах целеноправленной деятельности общ-ва, позволяющ представить объект исследования в виде системы, логич и кач-ый анализ. Цель сист анализа не просто выявл проблемы, а предсказание ее развития и вырабки рекомендации по выбору направления действий. Этапы достиж цели : 1)рассмотр проблемы объекта как некот целостн сист функ-ий в определ среде 2)обеспеч достаточной инф-ии об осн хар-х сист, закономерностей ее поведения в разл условиях 3)разработка моделей, представл собой отображ наиб важных св-в реальной сист 4)определ стратегии развития сист 5)обоснование эф-ти достиж поставл цели, т.е выбор критерия оптимальности 6)примен упр-е реш на основе исслед поведения моделей путем проигр-я различн-х произв ситуаций при измен усл 7)реализ реш в упр-ии реальной сист и анализ рез-в. Эф-е упр-е в методологич соотнош включ такие основополаг категории как сист, инф-ия модель, цель, оптимальность, критерий, эф-ть. Сист изуч мат модел-я эк процессов опираются на эти категории. Обобщая изложенное мож сказать, что са акцентирует внимание на мат-ке, т.е разраб мат аппарат, кот позвол найти оптим вариант, с др стороны он рассматр как методология уяснения и упорядоченности проблемы.

8.ЦЕЛЬ СИСТ АНАЛИЗА Цель сист анализа не просто выявл проблемы, а предсказание ее развития и вырабки рекомендации по выбору направления действий. Этапы достиж цели : 1)рассмотр проблемы объекта как некот целостн сист функ-ий в определ среде 2)обеспеч достаточной инф-ии об осн хар-х сист, закономерностей ее поведения в разл условиях 3)разработка моделей, представл собой отображ наиб важных св-в реальной сист 4)определ стратегии развития сист 5)обоснование эф-ти достиж поставл цели, т.е выбор критерия оптимальности 6)примен упр-е реш на основе исслед поведения моделей путем проигр-я различн-х произв ситуаций при измен усл 7)реализ реш в упр-ии реальной сист и анализ рез-в.

9.МЕТОДЫ СИСТ АНАЛИЗА Многообразие и сущ-ое отлич об-тов, процессов, проблем, подлеж са, обуслов многообразие применяемых методов в са. Большая часть заимствована из прикладн матем и имеют самост знач 1)дерево анализа проблемы. Постр деревьев взаимосвязей и их частных случ чвл более отраб, специфичн методом са. Дер анализа проблемы вкл 3 момента: а)что надо исследовать и разработать (формулировка проблемы) б)определ эл-ты сист, определ их стр-ра и взамосвязи меж эл-ми в)определ как сист работает 2)метод тезауруса – запас сведений, кот располаг сист. Выделяют толковый тезаурус, как словарь понятий, изуч сист 3)метод диагностики сист, представл собой методику сист опроса работников эк объекта с целью выявл проблем. Диагностика – стадия са. На кот выявл цели проблемы и задачи как сист в целом, так и ее сост частей. Сущ спец методики диагностир сист.

10.ПРИНЦИПЫ ПОСТР ДЕРЕВЬЕВ СВЯЗИ Одна из гл задач построения деревьев – устан полн набор эл-в на кажд ур-не и определ взаимосвязь и соподчиненность меж ними. Др задача, последов определ коэф-в в относит важности эл-тов. Правила построения: 1)самоподчиненность 2)сопоставимость. На кажд уровне дерево связей рассматр эл-ты сопостав по своему ур-ню и масштабу 3)полнота охвата 4)определенность 5)возможность занесения измен в дереве взаимосвязи. Дерево связи может быть полным, частным, несвязанным. В зав-ти от того детализ ли кажд рассматр эл-т один или несколько эл-в более высокого порядка. Виды дер связи:для выявл полного набора связей строят дерево сначала с прямыми связями, а затем переходят к обобщ стр-ре с перекрестными связями. Возможны различн принципы детализ дер связи 1)предметный – эл-ты дерева разбив на эл-ты той же природы на более дробные детализир-е (одежда: взрослая, детская ) 2)функциональный – при применении данного принципа измен содерж самой ф-ии 3)детализация 4)принцип охвата факторов, влияющ на реш проблемы 5)принцип адресности. Частным случаем дерева связей явл дерево целей. Представл целей нацин сверху. Далее они последовательно раскрупняются. Осн правилом раскрупнения явл полнота охвата, объедин подцелей, полностью определ исх цель. При построении дерева целей встреч след 1)коэф-т состязательности целей означ, что достиж одной цели затрудняет достиж др 2)коэф-т поддержки цели. Определ в какой мере достиж одной цели способств достиж др 3)коэф-т значимости цели.

6.ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗ ЭК-МАТ МОДЕЛ-Я Примен мат-ки в эк-ке дало толчок развития эк-ки и эк-мат модел-я. Использ и оценивать рез-ты не тратя время и ср-ва. Рез-ты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»