Экономико-математическое моделирование /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
РОССИЙСКАЯ ЭКОHОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.Г.В.ПЛЕХАHОВА
Кафедpа Экономической Кибеpнетики
Выполнил:
студент дневного отделения факультета
"Экономическая Кибеpнетика" гpуппы 432
Ковалев И.В.
Hаучный Руководитель:
Петpов Ю.А.
< МОСКВА - 1994 >
--------------------------------------------------------------
1. Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться
еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые
области научных знаний: техническое конструирование, строи-
тельство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и,
наконец, общественные науки. Большие успехи и признание прак-
тически во всех отраслях современной науки принес методу моде-
лирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время
развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала еди-
ная система понятий, единая терминология. Лишь постепенно ста-
ла осознаваться роль моделирования как универсального метода
научного познания.
Термин "модель" широко используется в различных сферах
человеческой деятельности и имеет множество смысловых значе-
ний. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инс-
трументами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляе-
мый объект, который в процессе исследования замещает объ-
ект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые
знания об объекте-оригинале
Под моделирование понимается процесс построения, изучения
и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями,
как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования
обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения
по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования в том, что это метод
опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Мо-
дель выступает как своеобразный инструмент познания, который
исследователь ставит между собой и объектом и с помощью кото-
рого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность
метода моделирования определяет специфические формы использо-
вания абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и мето-
дов познания.
Необходимость использования метода моделирования опреде-
ляется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к
этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозмож-
но, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект
(исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредс-
твующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А.
Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в ре-
альном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построе-
ния модели предполагает наличие некоторых знаний об объек-
те-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливают-
ся тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объ-
екта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере
сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Оче-
видно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с
оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в слу-
чае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от
оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объек-
та осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. По-
этому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограничен-
ном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может
быть построено несколько "специализированных" моделей, кон-
центрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого
объекта или же характеризующих объект с разной степенью дета-
лизации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает
как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого
исследования является проведение "модельных" экспериментов,
при которых сознательно изменяются условия функционирования
модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным
результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели
на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот
процесс переноса знаний проводится по определенным правилам.
Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех
свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были
изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основа-
нием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, ес-
ли этот результат необходимо связан с признаками сходства ори-
гинала и модели. Если же определенный результат модельного
исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот
результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с по-
мощью моделей знаний и их использование для построения обобща-
ющей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности моделирования важно не упускать из
виду, что моделирование - не единственный источник знаний об
объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий про-
цесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на
этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда
происходит объединение и обобщение результатов исследования,
получаемых на основе многообразных средств познания.
Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за
первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий
и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и
уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Не-
достатки, обнаруженные после первого цикла моделирования,
обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении
модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии
моделирования, таким образом, заложены большие возможности са-
моразвития.
2. Особенности применения метода
математического моделирования в экономике.
Проникновение математики в экономическую науку связано с
преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "по-
винна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких ве-
ков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но
главные причины лежат все же в природе экономических процес-
сов, в специфике экономической науки.
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, мо-
жет быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная
система.
Наиболее распространено понимание системы как совокупнос-
ти элементов, находящихся во взаимодействии и образующих неко-
торую целостность, единство. Важным качеством любой системы
является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не
присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому
при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расч-
ленения на элементы с последующим изучением этих элементов в
отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в
том, что почти не существует экономических объектов, которые
можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные)
элементы.
Сложность системы определяется количеством входящих в нее
элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотно-
шениями между системой и средой. Экономика страны обладает
всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огром-
ное число элементов, отличается многообразием внутренних свя-
зей и связей с другими системами (природная среда, экономика
других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют
природные, технологические, социальные процессы, объективные и
субъективные факторы.
Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснова-
ние невозможности
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|