Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Эргономика /

Особенности организации труда на компьютерном рабочем месте

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


устранения" не обнаружено заметных различий в отношении субъективной оценки значимости причин, вызывающих сбои, и каких либо приоритетов в делегировании ответственности (ср. отсутствие значимых различий по показателям персонификации компьютера). Однако достоверные различия существуют в типичных стратегиях устранения сбоев. В отличие от парней, девушки в большей степени склонны обращаться за помощью при возникновении неполадок. Для них также характерны более высокие оценки использования такой "пассивной" стратегии, как выключение компьютера и отдых. Эти результаты подтверждают отмеченные выше факты, свидетельствующие о том, что женщины в меньшей степени выражают готовность к самостоятельному решению технических проблем, возникающих при работе с компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с необходимостью защиты от излучений важны требования эргономики к расположению клавиатуры компьютера, к рабочему креслу, к соотношению продолжительности времени работы и пауз для отдыха рук, зрения, внимания.

Переутомление рук, обусловленное травмой повторяющихся нагрузок из-за постепенно накладывающихся утомления, ведет к тривиальным болезням нервов, мышц и сухожилий рук, запястья и плечевого пояса (специфические травматические заболевания рук, синдром канала запястья). К индивидуальным средствам защиты и облегчения труда оператора компьютера относятся специальные приспособления: опора, удерживающая кисть в естественном положении (вертикальное, как при рукопожатии) во время набора на клавиатуре или работы с мышью, мебель с регулирующимся положением всех узлов рабочего места, высоты поверхности рабочего стола, кресла, подзапястники, для отдыха рук во время пауз между ударами по клавишам, специальные команды оператору о необходимости сделать перерыв в работе, встроенные в программное обеспечение и т.п.

Гигиеническим нормам труда обучаются одновременно с уроками компьютерной грамотности. В числе первых требований следующие: не работать на клавиатуре непрерывно более получаса, в течение рабочего дня менять род работы, в момент смены и в микропаузах на отдых сменить позу, подняться с места, устраивать разминку и выполнять специальные упражнения для пальцев перед продолжительной работой на клавиатуре, пользоваться перчатками без пальцев, если есть склонность к ознобу в руках при продолжительной работе, обращать внимание на чувство дискомфорта, усталость или боли, советоваться с врачом, а также индивидуально подстраивать рабочее место.

Данное исследование продемонстрировало принципиальную возможность выделения обобщенных показателей, характеризующих особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных групп пользователей. Как показали результаты нашего исследования, наиболее существенными в этом плане оказываются характеристики, связанные прежде всего со спецификой мотивационно-целевой направленности деятельности, особым отношением пользователя к компьютеру как партнеру по совместной работе (феномены персонификации), причинами и способами борьбы с утомлением, типом реагирования на возникающие в процессе работы сбои и затруднения. По блокам соответствующих показателей выявлены систематические различия между группами пользователей, которые отличались степенью субъективной компетентности, полом и уровнем субъективного контроля.

Несмотря на поисковый характер проведенного нами исследования, его результаты позволяют сделать некоторые общие рекомендации по оптимизации условий работы и форм репрезентации компьютеризованных задач, которые могли бы облегчить деятельность разных категорий пользователей.

Прежде всего, с точки зрения формирования адекватной мотивационно-целевой направленности деятельности, следует стремиться к более полному осознанию пользователем того, что компьютер есть не только средство, но и объект его деятельности. Иными словами, пользователь с самого начала должен отчетливо понимать, что компьютер может быть настроен в соответствии с его потребностями и кругом решаемых задач.

Среди пользователей разных групп существует выраженная тенденция к персонификации компьютера. Следует отметить, что процесс персонификации имеет место вне зависимости от его поддержки со стороны существующих информационных технологий. Как отмечалось выше, персонификация может рассматриваться как положительный фактор, способствующий снижению негативных эффектов, связанных с напряженностью и сложностью компьютеризованной деятельности. В связи с этим следует обратить внимание производителей программного и аппаратного обеспечения на необходимость разработки специальных элементов, способствующих персонификации компьютера (естественно, в разумных пределах), что могло бы придать взаимодействию с компьютером форму коллегиальной работы.

Для облегчения работы новичков имеет смысл пытаться с помощью разных средств обеспечить постановку четких и/или конкретных задач, вводить в рабочую среду (на уровне программного обеспечения) разнообразные элементы, способствующие снижению чувства неуверенности в себе, а также увеличивать количество приемов, обеспечивающих полноценную обратную связь.

В отношении тех групп пользователей, которые подвержены влиянию специфических факторов утомления (плохая эргономика рабочего места, неудовлетворительная социальная поддержка и пр.), имеет смысл обратить внимание на соответствующие организационные мероприятия и на подготовку специальных программных средств, дающих возможность расширить набор стратегий отдыха и снятия напряжения при возникновении стресса на компьютеризованном рабочем месте. Последние могут быть выполнены в виде специально подаваемых по ходу работы "напоминаний" или "подсказок". Кроме того, программные средства могут включать в себя элементы релаксационных воздействий.

Думая о дальнейших перспективах исследований в данном направлении, можно пойти по пути конкретизации требований к программному обеспечению. Для этого необходимо более полное и разностороннее изучение субъективных представлений о работы с компьютером с учетом профессиональных и индивидуально-психологических различий, механизмов и способов преодоления негативных последствий массовой компьютеризации труда. Кроме того, особого внимания заслуживает феномен персонификации компьютера, требующий дополнительного изучения с целью более полного анализа его механизмов. Последнее представляется особенно актуальным в связи с развитием технологий виртуальных ассистентов пользователя, которые реализуются в форме так называемых агентов и синтезированных актеров.

Список используемой литературы

• Калачева Л.Л. Социология и экономика труда: Уч. Пособие: в 2 ч/ НГУ, Новосибирск, 2000

• Леонова А.Б., Чернышева О.Н. (ред.). Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М., Радикс, 1995.

• Калинина Н.И., Кирьянова М.Н., Ляшко Г.Н., Никитина В.Н. Вопросы гигиены труда и состояние здоровья пользователей персональных компьютеров //Тезисы докладов четвертой научно-технической конф. "Электромагнитная совместимость технических средств и биологических объектов" 1996, с 489-493

• Белышкин А.А. "Субъективная представленность особенностей работы с компьютером у различных групп пользователей. Опыт эмпирического анализа". Дипломная работа. М., 1997.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»