Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Эргономика /

Эргономика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


краткое описание каналов поступления информации (от куда подает-ся, есть ли передаточные звенья); б) характеристика информации (физиче-ская сила, частота поступления по данному каналу, длительность отдельных информаций, длительность пауз между ними, наличие интерференции ин-формации (одновременного поступления); в) характеристика различных каналов поступления информации: относительная "загрузка" каналов, возможность "и частота") одновременного поступление информации по двум и более каналам; г) помехи передачи информации по данному каналу (шумы - их интенсивность и характер, ошибки в передаточном звене);

3) характеристика взаимодействия комплекса анализаторов (частота пере-ключения с одного анализа на другой; одновременная, однонаправленная и разнонаправленная работы анализаторов).

III. Данные о функции опорно-двигательного аппарата:

1) поза при работе и во время "активного покоя";

2) характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наи-более типичная поза при определенном виде деятельности;

3) характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);

4) положение головы, характер ее движения;

5) данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях коор-динации движений;

6) энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.

IV. Данные о процессах переработке информации специалистом.

1) Характеристика оперативной и долговременной памяти:

а) количество оперативных единиц информации, которое необходимо запоминать на промежутке времени определенной длительности; б) форма запоминания сведений в (в уме, записать на бумаге, отметить на приборе и т.п.); в) характер материала для запоминания (цифровой, образный, словес-но-логический и т.п.).

2) характеристика процессов обеспечивающих анализ информации и при-нятии решений:

а) особенности устройств, применяемых для анализа и синтеза посту-пающей информации и принятия решений (таблицы, схемы, формулы, счетно-решающее устройство и т.п.); б) характеристика преимущественных способов переработки информации;

- реакции прямого замыкания, автоматизированные реакции выбора, слежение и т.п.;

- принятие решений, мыслительные операции: логические, вычисли-тельные творческие.

V. Волевая и эмоциональная напряженность:

1) возникают ли, и как часто, ситуации, требующие больших волевых уси-лий (выполнение работ в неблагоприятных условиях внешней среды и т.п.);

2) причины и степени эмоциональной напряженности (аварийные ситуа-ции, большая ответственность, дефицит или "избыточность" времени и т.п.).

Распределение информации между воспринимающи-ми каналами человека - оператора

Между воспринимающими каналами человека - оператора ин-формация должна распределятся на основе психологических вос-приятия информации различными анализаторами. Необходимо так-же учитывать взаимодействие и взаимное влияние анализаторов, их устойчивость к воздействию различных факторов среды: гипервесо-мости и невесомости, вибрации, гипоксемии, изменение способности к восприятию информации в процессе длительной работы и др. Весьма существенное значение имеет вид информации, условия ее приема, а также характер деятельности оператора.

Выбор канала восприятия в зависимости от вида информа-ции.

Передача количественной информации. Для передачи количест-венной информации используются зрительный, слуховой и кожный каналы восприятия. Выбор канала обусловливается числом града-ций признака.

З р и т л ь н ы й к а н а л обеспечивает наибольшую точность определение величины признака, особенно при использовании циф-ровых кодов, шкал, изменений положений указателей приборов. Он позволяет сравнивать и измерять информацию одновременно по нескольким признакам. Наименьшая точность наблюдается при ко-дировании величины яркостью.

С л у х о в о й к а н а л поточности восприятия количественной информации может конкурировать со зрительным только при пере-даче количественной информации в виде речевых сообщений. Точ-ность приема количественной информации, закодированной с по-мощью частоты или интенсивности звукового сигнала, повышается при использовании эталона сравнения. Человек способен воспри-нять до 16 - 25 градации тональных сигналов, различающихся по высоте или громкости.

К о ж н ы й к а н а л при передачи количественной информации значительно уступает зрительному и слуховому каналу. С его помо-щью можно передать более 10 градаций величины за счет исполь-зования частоты вибротактильных или электрокожных сигналов (по-сле соответствующей тренировке).

Передача многомерных сигналов. Использование многомерных сигналов, различающихся по нескольким признакам, способствует более экономной передаче информации. С точки зрения возможно-сти приема многомерной информации различные воспринимающие каналы человека не являются идентичными.

З и т е л ь н ы й к а н а л, обладающий хорошо выраженными аналитическими свойствами, позволяет одновременно использовать несколько признаков в сигнале. Информация для этого канала вос-приятия может быть закодирована одновременно с помощью интен-сивности и цвета световых раздражителей, формы, площади, про-странственного расположения сигналов, отношений их отдельных параметров. Способность к поэлементному анализу большого числа отдельных составляющих сложного сигнала позволяет восприни-мать с помощью этого канала большой объем информации, несмот-ря на то, что по шкалированию некоторых из них (например, интен-сивности, частоты). Зрительный анализатор не обладает выражен-ными преимуществами по сравнению с другими анализаторами.

Значительно повышает пропускную способность данного канала по отношению к многомерным кодовым сигналам синтез различных компонентов сигналов в единый зрительный образ. В этом отноше-нии большую роль играет наличие возможности одновременного восприятия нескольких пространственно разобщенных зрительных образов.

С л у х о в о й к а н а л позволяет использовать при передаче многомерных звуковых сигналов интенсивность и частоту, тембр и ритм. Распределение частот по октавам и модулирование звуковых сигналов также повышает их распознаваемость. Однако общий на-бор сигналов и возможность варьирования ими для этот анализато-ра меньше, чем для зрительного. Значительно ограничивает исполь-зование этого каната трудность приема и анализа информации, по-ступающей одновременно более чем от одного источника сигналов.

К о ж н ы й к а н а л обладает меньшими возможностями для приема многомерных сигналов, чем два предыдущих. При передаче по нему многомерных сигналов практически могут быть использова-ны частота сигналов и их пространственная локализация.

Передача информации о положении объектов в пространстве.

З р и т е л ь н ы й к а н а л дает самую полную информацию о положении наблюдаемых объектов в пространстве (по трем коорди-натам). Большая точность в оценке пространства и пространственны отношений обеспечивается за счет выраженной аналитической спо-собности зрительного анализатора, константности восприятия, ви-зуализации представлений, широкой возможности оперирования пространственными зрительными образами.

К о ж н ы й к а н а л при передаче этой информации можно по-ставить на второе место. Он обеспечивает определение положения объекта в пространстве по двум координатам при непосредственном соприкосновении с объектом и при дистанционном определении по-ложения его в пространстве за счет искусственных кодовых призна-ках. Такими кодовыми признаками могут быть частота вибротактиль-ных или электрокожных сигналах и их локализация. Применения для этого изменение амплитуды, величины и площади давления так-тильных сигналов ограничивается быстрым развитии адаптации в тактильном анализаторе.

С л у х о в о й к а н а л при бинауральном восприятии обеспе-чивает высокую точность определения направление на источник звука. Когда же применяется искусственный код (обычное изменение частоты акустического сигнала, его тона), точность локализации ока-зывается ниже, чем при использовании зрительного и кожного ана-лизаторов. В основном, в этом случае с помощью слухового анали-затора можно определять изменение положения объекта в про-странстве только по одной координате.

Восприятие времени. Точность восприятия временных интерва-лов зависит от их длительности, от того, заполнены они или не за-полнены раздражителем и от ряда других причин. Наибольшая точ-ность отмечается при оценки заполненных временных интервалах.

С л у х о в о й к а н а л обеспечивает наибольшую точность в оценке временных характеристик сигналов (их длительности, темпа, ритма и т.п.). Ошибка в воспроизведении 3-, 5-, 10- секундных за-полненных временных интервалов составляет при использовании слухового анализатора 1.2 - 4.7 % заданных стандартов.

К и н е с т е т и ч е с к и й к а н а л также может успешно исполь-зоваться для передачи информации по параметру длительности. При поступлению по этому каналу заполненных временных интерва-лов длительностью в 4.8 и 9.1 с., ошибка в точности воспроизведе-нии колеблется в пределах 6.4 - 16 %.

Т а к т и л ь н ы й к а н а л по точности оценки времени занимает третье место. Ошибка точности воспроизведения 5, 10 - секундных интервалов при использовании этого анализатора составляет 7.4 - 24.8 % определяемых величин.

З р и т е л ь н ы й к а н а л обеспечивает наименьшую точность передачи временной информации. Пир поступлении сигналов в этот канал наблюдается меньшая точность и большая флюктуация в оценке длительности временных интервалов, чем при поступлении их по слуховому

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»