Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Архитектура - как вид искусства

←предыдущая следующая→  
1 2 

поступательное движение до наших дней. Отсюда понятие искусства архитектуры требует так показать возникновение его как собственно искусства, чтобы его первой задачей было формирование в самом себе такого объективного начала, которое превратило бы его во внешнее окружение духа, в проявление его содержания вовне. И тогда то, что лишено внутренней жизни, должно получить смысл и форму, которые этому внешнему не имманентны, т.е. внутренне не присущи. Материальная оболочка должна стать проявлением внутреннего, духовного содержания.

Гегель пишет, что у дома, храма цель - вместилище человека, изображение бога. Но эта первая потребность еще вне искусства. Человек хочет прыгать, петь, но это еще не танец, не поэзия, не музыка. Надо еще найти тот начальный момент, который не включал бы в себя связи человека и здания как среды окружения. Не разделял бы одно от другого, т.е. не разделял бы это утилитарное назначение и духовное предназначение.

Здесь видится очень существенный момент гегелевского понимания архитектуры. Мысль все та же. Гегель понимает самостоятельность архитектурного произведения как вида искусства, как, скажем, мы понимаем самостоятельность скульптуры как образа. В котором воплощен чувственно воспринимаемый момент нашего духовного мира, нашего человеческого мира. Внешний материал служит человеку средством общения, а потому он должен быть приспособлен человеком к созданию образа нашей духовности. Фиксирует момент воплощения во внешнем образе внутреннего, духовного состояния человека.

Таким образом, простой начальной стадии архитектуры как искусства Гегель не находит, ее нет. Ее нет в факте необходимости жилища или самого человека, или его богов. По Гегелю, начало архитектуры соответствует символической стадии развития искусства и она лучше других искусств реализует принцип символического искусства - способность намекать на вложенный в нее смысл во внешнем элементе окружения. И смысл этой архитектуры нужно искать не в разделении, а в ее внутренней целостности, как в скульптуре. “Именно этот смысл может служить объяснением многообразных внешних формообразований и дать руководящую нить в лабиринте архитектонических форм.” И действительно, если бы человек не искал образа своей души во внешнем материале, образа, который бесконечен в многообразии и бесконечен в охвате мира, то его творения были бы очень однообразны. Отсюда Гегель пишет об архитектуре:

1. Архитектура как по своему содержанию, так и по способу изображения носит подлинно символический характер.

2. Архитектура (Гегель использует здесь еще термин “самостоятельное зодчество”) хотя и нагромождает формы, но не выявляет дух в адекватной форме, а создает символическую форму, которая в самой себе должна указать и выразить некое представление.

3. Движение архитектуры к воздвижению соответствующего значению человека, богов архитектонического строения - храма, дворца и т.д., соединяет оба момента: утилитарное, практическое и духовное. Гегель рассматривает бытие архитектуры как внутренне противоречивое.

Он видит следующие ступени, которые проходит архитектура:

1. Собственно символическая, самостоятельная архитектура.

II. Классическая. Формирует индивидуальное духовное начало само по себе и лишает зодчество его самостоятельности. Вокруг реализованного духовного смысла воздвигается художественно сформированная неорганическая среда.

III. Романтическая архитектура (мавританская, готическая). Ее сооружения хотя и для гражданских, религиозных целей, свершения дел духа, они, не заботясь об этой цели, формируются и возвышаются для себя самостоятельно.

Архитектура есть искусство во внешнем элементе. Потому здесь существенное отличие в том, что это внешнее: 1) или получает свое значение в самом себе; 2) или трактуется как средство для достижения чуждой ему цели; 3) или же в этой подчиненности вместе с тем показывает себя самостоятельно.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»