Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Етикет

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


человек ведет себя в соответствии с нормами этике-та не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела¬тельность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нель-зя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемо-нятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, перегово-рах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выра¬ботанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоуст-ройстве, быто¬вой целесообразности - в области культуры материальной.

4. Хорошие манеры.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслу-жить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, рез¬костью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недо-оцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употреб-ляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контроли-ровать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами приня-то считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и пове-дении, неряшли¬вость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебреже¬нии к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бес¬тактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благо¬желательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и обще-ственному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, пре¬вращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышан-ного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

5. Манеры поведения.

Говорить о культуре поведения человека — зна¬чит говорить и о его манерах. Это слово обозна¬чает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто по¬стоянно повторяющиеся движения, которые находят свое выражение в том, как са¬диться, вста-вать, ходить, разговаривать и т. д.

История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила пове¬дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наря-ду с наив¬ным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть... вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустя¬ком, он имеет всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни. А я знавал немало людей, кото-рые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были по-том перед ними бессильны. Хо¬рошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полю¬бить тебя”.

Как часто в те времена во многих странах знание пра¬вил этикета и умение практически их приме¬нять иг¬рали заметную роль в судьбе светского человека. Бывало, что перед ним закрывались двери влиятель-ных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и не¬умение обра-щаться со столовыми прибо¬рами.

Говоря о манерах, не следует забывать и об их соци¬альном и национальном характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство, худо¬жественная литература и кинофильмы — бо¬гатейший ма¬териал, который, отражая различные детали быта людей, показывает и различные ма¬неры их как раз в этом плане, социальном и национальном.

Мы помним пушкинского Онегина, представителя дворянского класса, который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молча-нье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся не¬принужденно”. “И свет решил, что он умен и очень мил”.

Мы помним пышную кустодиевскую купчиху, которая пьет чай из блюдца...

Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым лю-дям, в зависимости от разных ситуаций.

Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальян¬цев.

И все же можно для людей всех наций говорить о манерах, которые могут быть хорошими или пло-хими.

Встречаются люди, выступающие чуть ли не про¬тивниками правил хорошего тона, хороших ма¬нер. Они говорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма, ни¬чего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные, пустые, маскирующие свое под¬ленькое нутро меща¬нина хорошими манерами. И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке, чтобы не принять внеш¬нее, напускное за его ис-тинную сущность, лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый чело¬век ведет себя так, как он хочет, тогда сразу будет видно, кто хоро¬ший, а кто плохой”.

Конечно, главное — внутренняя суть человека, но не менее важными являются и его манеры по¬ведения.

Когда человек грубо кричит на своих подчиненных, постоянно прерывает своего собеседника, то что это? Плохой человек, эгоист и себялюбец, который считается только с собственным мнением и собст-венными удобства¬ми? Или это человек совсем не плохой, но не умеющий вести себя, человек невоспи-танный? А если молодой парень курит прямо в лицо девушке, стоит перед ней развалясь, держа руки в карманах, обло¬качи¬вается на ее плечо, вместо вежливого приглашения к танцу бросает небрежно “по-шли”,— то что это? Плохие манеры или всякое отсутствие уважения к женщине?

Думается, и то, и другое. А ведь многие правила хорошего тона не сочинялись искусственным пу¬тем, не выдумывались. На протяжении всей истории человечества, они возникали как необходимые требова-ния са¬мой жизни. Их появление диктовалось разными соображениями доб¬рожелательности, заботы об окружаю¬щих, уважением к ним. И многие из хороших манер, бытующих сегодня, пришли к нам из глу-бины веков…

Некоторые из них основываются на санитарно-гигиенических требованиях. Например, обычай выти-рать чисто ноги при входе в помещение или даже снимать обувь, как принято у японцев, при чихании и кашле закрывать рот плавком, не садиться за стол непричесанным, с грязными руками и т. д.

Есть манеры, которые диктуются соображениями удобства и целесообразности. Этим и объясня¬ется пра¬вило о том, как нужно подниматься и спускаться по лестнице. Так, поднимаясь по лестнице, мужчи-на идет обычно сзади женщины на одну-две ступеньки, чтобы в нужный момент, в случае, если она ос-тупится, он мог бы поддержать ее.

Спускаясь по лестнице, по этой же причине мужчина идет на одну-две ступеньки впереди жен¬щины.

В основе ряда других манер кроются эстетические соображения. Так, не рекомендуется громко разго-вари¬вать и излишне жестикулировать при этом, появляться где бы то ни было в неопрятном виде. И да-же по тому, как кто стоит, сидит, держит руки и ноги, можно даже судить об уважении или пренебреже-нии к окру¬жающим.

И самое прекрасное лицо, самые безупречные пропор¬ции тела или красивая одежда не оставят долж-ного впе¬чатления, если не будут соответствовать манере дер¬жаться.

Воспитанный человек следит не только за своей внеш¬ностью, но и вырабатывает у себя походку, осанку.

Один из самых серьезных и суровых критиков своего времени Белинский придавал большое зна¬чение воспита¬нию красивых манер и осуждал даже тех людей, кто “не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в поря¬дочном обществе”.

А великий педагог Макаренко прилагал немало усилий, чтобы воспитывать в своих коммунарах даже умение “ходить, стоять, говорить”. На первый взгляд, может показаться просто странным вы¬ражение “уметь ходить, стоять, говорить” применительно к взрослому человеку. Но так ли уж смело каждый из нас решится пересечь зад посередине на глазах у других, и кстати, не только потому, что он излишне конфузлив и застен¬чив, но и из-за отсутствия нужной культуры

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»