Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Конфликт, его решение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


противодействую¬щие стороны преследуют свои различные, противополож¬ные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга (см.: Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989; Социологический словарь. Минск, 1991; Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д., 1992). Таким образом, социальный конфликт — это сложное яв¬ление, включающее несколько аспектов. Но именно нали¬чие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осе¬вой линией.

Этот момент тесно связан с выяснением причин и при¬роды конфликта, а также определением его границ: про¬странственных, временных, внутрисистемных. Простран¬ственные границы конфликта определяются местоположе¬нием его участников (квартира, улица, дом, работа, реги¬он и т. д. и т. п.). Временные параметры конфликта связа¬ны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действу¬ет в ущерб другому участнику путем физических дейст¬вий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направле¬ны против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинает¬ся как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика кон¬фликта.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение — обоюдно на¬правленные и эмоционально окрашенные действия, кото¬рые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— развертывание конфликта или его разрешение зави¬сит от участников, их личностных особенностей, интел¬лектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о послед¬ствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодей¬ствия.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон, т. е. обе сторо¬ны зависят друг от друга, активность одного человека обус¬ловливает действия другого человека, а эти действия вы¬зывают ответные реакции первого субъекта и т. д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если сущест¬вуют жесткие правила контакта (на¬пример, бой боксера), то это не кон¬фликт;

2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамерен¬но враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) перехо¬дят к борьбе личностей (межличностньгй конфликт), за¬тем к борьбе групп и насилию.

В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодей¬ствия, где результат принадлежит всем участникам кон¬фликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы дока¬зать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.

Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из кон¬фликта одной из сторон, а также пресечения и прекраще¬ния конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в опреде¬ленной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом кол¬лективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае гра¬ницы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения проти¬воречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшест¬вует конфликту, каковы стадии его развития? Можно от¬ветить, что предшествует ему объективная жизненная си¬туация, в которой находятся противоборствующие сторо¬ны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство од¬ной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу кон¬фликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не

перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Та¬ким образом, конфликтная ситуация — это такое совмеще¬ние человеческих потребностей и интересов, которое объ¬ективно создает почву для реального противоборства меж¬ду различными социальными субъектами.

Конфликтная ситуация может складываться объектив¬но, помимо воли и желания будущих противоборствую¬щих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована од¬ной или обеими сторонами. Но каждая ситуация опреде¬ляется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим со¬бытиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны всту¬пают в борьбу.

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоре¬чия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуа¬ции, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими слова¬ми, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с таки¬ми явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служеб¬ные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противобор¬ства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рас¬суждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в со¬стояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.

Наряду с этим существует также тенденция рассматри¬вать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристо¬теля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.

Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ кон¬фликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одно¬го препятствует достижению целей другого, т. е. конкурен¬ция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодей¬ствию людей, как их психологическая особенность, спо¬собствует конфликтному поведению. Поскольку конфлик¬ты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

— в процессе конфликта происходит объективация ис¬точника разногласия и возможно его разрешение, «сня¬тие», находятся средства предотвращения будущих кон¬фликтов;

— конфликт — это определенное отрицание старых, «от¬живших» отношений, что приводит к формированию но¬вых отношений, коррекции взаимодействия;

— в конфликте «изживается» внутренняя напряжен¬ность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжа¬ются» фрустрации, неврозы;

— конфликт — способ самоутверждения личности, осо¬бенно у подростка конфликт — необходимая форма пове¬дения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»