Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Лекции по этике СЗАГСа

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 



Скачать реферат


завершён), а мораль государственных служащих в новых условиях будет выстраиваться долго. Новое право будет ориентиром в ускоренном приобре-тении, формировании новой этики государственной службы.

Этика государственной службы.

11. Специфика формирования этики госслужбы.

11.1 Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики идеологизированных систем.

Государственная служба – специфический вид деятельности, связан-ный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государ-ства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

Древняя Греция и Императорский Рим сыграли большую роль в обра-зовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исто-рические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловлен-ными историческими реалиями данной страны.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централи-зации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необхо-димы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специ-фических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

• Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

• Её территориальное устройство;

• Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

• Особый характер текучести рабочей силы;

• Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельно-сти госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно неста-бильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существу-ет ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

11.2 Роль права в формировании и развитии этики госслужбы.

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчи-нённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным ре-гулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государст-венных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

11.3 Формирование в развитых государствах унифицированной этики государственной службы.

В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере практической нравственности и этикетных формах. Факторы, влияющие на унификацию норм государственной службы в различных странах, таковы:

• Глобализация экономики и образование единого экономического пространства, которое потребовало единства регулирования эконо-мических процессов;

• Обострение экономических проблем и глобальных проблем совре-менности, что потребовало создания различных международных ор-ганизаций. В этих организациях работали люди из разных госу-дарств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при единых моральных ценностях.

• Образование крупных центров международного значения по подго-товке управленческой элиты, где в тесном контакте работают пред-ставители различных государств.

• Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые сделали более близкими отношения между нациями, кроме того, пропаганда через средства массовой информации определён-ных образцов поведения, манер, этикета.

• Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенст-вования систем этикета и усвоения этих норм.

• Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму управления новые слои и отряды госслужащих.

• Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые тенденции, проявившиеся в условиях реформирования госу-дарственного аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и го-сударственной службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, про-никшая в госслужбу, всегда была более универсальной и унифици-рованной, как вышедшая из этики протестантизма.

12. Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих.

I. Государственная служба во всех государствах и во все времена финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого финансирования, материальное вознаграждение государственных слу-жащих всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности. В 1994 году в Германии было проведено исследование, в котором сравнивались заработная плата госслужащих и людей, служащих в других структурах. Было выяснено, что лучшие чи-новники государственной службы получают столько же, сколько худшие клерки в других организациях. Моральная неудовлетворённость уровнем материального вознаграждения приводит к ряду следствий.

1. Для подчинённых:

a) Лучшие, наиболее талантливые, конкурентоспособные на рынке труда уходят в другие сферы деятельности. В результате качест-во кадрового потенциала снижается, и разница между лучшими и худшими чиновниками уменьшается.

b) Значительная часть государственных чиновников (на всех уров-нях) стремится, используя властные и распорядительные полно-мочия, восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного уровня. Это массовый процесс, в основном воспол-нение идёт в форме услуг, а не в материальном выражении, это может быть использование служебного положения по отноше-нию к клиентам, а также использование внутренних ресурсов государственной службы.

c) Определённая часть государственных служащих идёт в аппарат, не взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную пользу. Доля таких людей постоянно возрастает. В се-редине 80-х гг. в исследованиях западных госслужб было зафик-сировано, что 90% госслужащих уважают и ценят общественные цели своей работы, в 90-х гг. эта цифра упала в два раза. Госу-дарственная служба для многих – дополнительный трамплин для успешной деловой дальнейшей деятельности. К личным целям можно отнести реализацию групповых целей, когда в госслужбу идут вследствие деления портфелей в период голосования.

d) На нижних уровнях государственной службы, в муниципалите-тах, объём властных распорядительных полномочий столь мал, что их сложно использовать для извлечения материальной выго-ды. Но он достаточен, чтобы ощущать власть как эмоцию, по-чувствовать свою значимость и использовать ощущение власти в качестве компенсации за плохо оплачиваемый и мало содержа-тельный труд.

2. Следствия для руководителей:

a) Руководители в госслужбе практически лишены возможности использовать фактор материального стимулирования для регу-лирования кадрового потенциала.

b) Стремясь приобрести возможности материального воздействия на персонал с целью стабилизации кадров и улучшения кадрово-го потенциала, руководители вступают в договорные отношения с руководящим персоналом и владельцами фирм и организаций, расположенных на их территории, с тем, чтобы создать для сво-их сотрудников льготы и привилегии, не установленные зако-ном. Например, можно договориться с фирмой о праве пользо-вания сотрудниками госслужбы тренажёрами фирмы (раз или два в неделю) и т.д. Опасность в том, что потом руководитель должен учитывать интересы этой фирмы, лоббировать их.

II. Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельно-сти. В этих вертикалях работают люди

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»