Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Лекции по этике СЗАГСа

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


учени-ков и разработке основ функционирования этой школы.

3.2 Классический этап развития античной этики.

Классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал спокойное состояние души после совершённого поступка. «Если за удовольствием спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и первое деяние не было добром».

Нужда, по его мнению, заставляет человека трудится, преобразует его из дикого состояния. «Труд сделал человека».

Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспита-ние, по мнению Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продол-жили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения.

1. Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспи-тание через право).

2. Единство нравственного и художественного воспитания. Идея о сращивании нравственного и художественного воспитания исполь-зовалась прежде всего в разработке духовных ценностей государст-ва, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

3.3 Поздний этап развития античной этики.

Поздний этап – период значительного ослабления античных госу-дарств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:

1. Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);

2. Естественные но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, краси-во одеваться и т.д.);

3. Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к сла-ве, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.)

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного,

достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетво-рять 2 последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д.

4. Религиозная этика.

4.1 Буддизм.

Буддизм возник в Индии в 6 в. до н.э., это первая монотеистическая ре-лигия, причём религия без Бога – творца. Это первая религия, где действует богочеловек. Слово «Будда» означает «Просветлённый, Пробуждённый». По историческим преданиям, Будда – реальный человек, принц Сиддхартха Гаутама из очень богатого, но не входившего в высшую касту рода Шакья-муни. Отец создал для своего сына идеальные условия существования, он не соприкасался с внешним миром. Но однажды он увидел больного человека, потом встретил старика, а потом столкнулся и со смертью. Он покинул свой дворец и отправился в странствия по миру, желая искупить своё бездействие и найти ответ на вопрос – как избавить людей от несчастий. Но после семи лет странствий он понял, что ничто не способно дать ответы на его вопросы. И тут Будда понял: «Жизнь есть страдание. Причиной страданий является сама жизнь».

Будда предлагает реальный путь избегания страдания (восьмеричный путь). На этом пути должны быть праведные слова, поступки, мысли и т.д. Постепенно, идя по этому пути, человек улучшает себя, он отстраняется от внешней, реальной жизни и замыкается во внутренней сущности. Последний этап познания себя – нирвана (состояние человека, достигаемое работой над собой и тренингом). Человек настолько выключает себя из жизни, что не страдает и даже не отдаёт себе отчёта в том, что он не страдает. Освобожде-ние от страданий осуществляется в самой жизни. Достижение состояния нирваны прерывает действие закона «кармы» (цепь многократных перево-площений, через которые человек совершенствуется).

Первоначально идеология буддизма заинтересовала многих, так как она выступала против всяческих делений людей по вере, по касте, по социальному статусу. Это привлекало другие религии. С другой стороны, соблюдение многочисленных правил восьмеричного пути было невозможно для многих простых людей. В своём первоначальном варианте буддизм складывался как религия монахов, которые отказавшись от всего земного, оставляли свои семьи и вливались в монашеский странствующий орден спасения. Они жили подаянием, не работали, так как работа мешала самосовершенствованию. Особенность монашеского существования в том, что выйти из ордена можно было в любое время. Внутри раннего буддизма возникло крайнее крыло, монахи которого чрезвычайно строго выполняли все предписания. Например тезис – «Не причинять страдания другому» – воспринимали совершенно буквально.

В самой Индии буддизм получил не слишком широкое распровтране-ние из – за сложности требований 1-го этапа и потому, что он выступал против традиционного образа жизни (деления на касты). Но из Индии он начал активное шествие по планете, переместился в Индонезию, страны Юго-восточной Азии, в Китай и в Тибет (в 9 веке).

Каждая страна, в зависимости от образа жизни, рождала свои, специ-фические формы буддизма. Буддизм – это религия индивидуального спасения, здесь нет религиозной общности. Это идеология разобщения даже с самыми близкими людьми. Индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю.

К началу новой эры в буддизме был разработан ряд новых позиций. На пути к достижению нирваны были созданы ад и рай, то есть, промежуточные ступени, куда любой может попасть. К 1 веку произошло обожествление религии и появились фигуры поклонения: сам Будда и Бодисатвы (просла-вившиеся святые), начали делать их фигуры, статуи, изображения, сложился развитый культ святых. Достигнув состояния нирваны, человек остаётся в миру, и может рассказывать о своём пути (об открывшихся ему истинах).

В ХХ веке на основании старых, но осовремененных представлений родилось несколько новых течений буддизма. На юге Китая развился возникший в 7 веке Дзэнбуддизм, который, став известным на Западе, положил начало идеологии Хиппи. Буддизм сыграл роль в модернизации Японии (40% японцев – буддисты). Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. К ХХ в. буддистские общины стали принимать участие в разнообразных политических акциях. Наиболее влиятельная буддистская организация – созданное в 1950 г. всемирное братство буддистов.

4.2 Христианство.

Христианство складывается на рубеже старой и новой эры. Истоками христианства служат:

1. Уже развившийся к тому времени буддизм, с его идеями богочеловека и спасения. Христианство пошло дальше в идее богочеловека, это уже простой человек, сын плотника.

2. Иудаизм, из священной книги иудеев, Торы, взяты произведения, вошедшие в Ветхий Завет, который состоит из множества книг, написан-ных в разное время (13 – 1 вв. до н.э.).Документы Ветхого завета разли-чаются по территории их создания. Часть из них создана на территории Аравийского полуострова, другая часть – скотоводческими племенами, жившими по побережью Средиземного моря. Первоначально документы Ветхого Завета имели как минимум двух богов, а праздники – разную окраску (земледельческие и скотоводческие). В 5 в. до н.э. документы Ветхого завета были переписаны, из них исчезло упоминание о втором боге. Это период перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). В 5 в. до н.э. территория Иудеев была завоёвана, как государство, Израиль прекратил своё существование. В этих условиях религия и большой Иеру-салимский храм стали единственным фактором, который позволял еврей-скому населению держаться вместе. Поэтому тексты Ветхого Завета вместе с иудеями попали в колонии других народов, жизнь евреев, кото-рые следовали заветам, вызывала всеобщий интерес, и в 1 в. до н.э. появ-ляется перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык. Эти документы стали доступны большому количеству людей.

3. Древневосточные культы. Христианство позаимствовало идею умираю-щего и возрождающегося бога, которая характерна для древнеегипетско-го, зороастрийского и ряда других культов. Также в вынесенных с Востока солдатами Римской империи отдельных культах существовал культ боги-ни Света Митры, который праздновался в день зимнего солнцестояния – 25 декабря. В христианстве из этого культа родилась культовая дата – Рождество Христово. Из восточных культов, а также из язычества Древне-го Рима в христианство перешли религиозные мистерии (красочные религиозные представления).

4. Следующий источник христианства – философия и этика стоиков. Христианство зарождается в колониях Римской империи в период распада Рима, когда колонии по отношению к метрополии стали беднеть, так как их обложили высокими налогами. Первые христианские

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»