Этика /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и «белые», и «чёрные».
Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по верти-кали. По вертикали они проходят под патронажем государственных полити-ческих структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы иницииро-вать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на власть.
6.3 Основные этапы ненасильственных действий.
1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторон-няя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения.
2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбира-ются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обяза-тельная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Дейст-вия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечи-вать охрану.
3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было проще проверить себя, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя.
4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников.
5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства.
6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия.
Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны, группи-руются по определённым принципам (экономические, идеологические и т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.
Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чу-чел и т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти акции носят массовый характер.
Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.
7. Этика самоограничения.
7.1 Особенности современной цивилизации и экологический кризис.
Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с развитием постиндустриального общества, достигает всё большее количество стран. В основе этики ненасилия стоит воспроизводство.
Происходит перенос промышленного производства развитыми страна-ми в страны 3-го мира, где в результате этого происходит своеобразное повышение уровня жизни и изменяются стандарты жизни. Следствием этого является исчерпание природных ресурсов.
Ограничение рождаемости проблемы не решает: население растёт. В середине 80-х годов в 17 странах мира использовались мягкие формы ограничения рождаемости, а в 16 странах – принудительные способы. Следствием движения мировой цивилизации по данному пути стал мировой экологический кризис (кризис среды обитания), в который входят:
• Исчерпание пищевых и энергетических ресурсов;
• Исчезновение чистой воды;
• Сокращение пахотных земель;
• Загрязнение воздушного бассейна;
• Парниковый эффект;
• Изменение атмосферных явлений и т.д.
Данные процессы вызвали необходимость осмысления пути, по кото-рому идёт человечество и приступить к выработке исправляющих программ, с тем, чтобы хотя – бы снизить темпы экологических повреждений. Важной составляющей этих программ является этический компонент и выдвижение проблем сохранения цивилизации в качестве важнейшей доминанты нравственного поведения. Совокупность взглядов на эту проблему в этике получила название: «Этика самоограничения». Это скорее мировоззрение, нежели стройные концепции и теории. Основной элемент составляют эмоциональное потрясение от осознания факта, что человечество может уничтожить себя практически добровольно, продолжая следовать по пути современной цивилизации и ничем не ограниченного воспроизводства.
7.2 Этапы развития и сущность этики самоограничения.
Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:
1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение окружающей природы. Основной состав участников – интел-лигенция, студенты, состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти объединения имели ярко выраженную террористиче-скую принадлежность. На каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное мнение.
2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллиген-ция, студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на пере-довых рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и не достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения: философия хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и поддержки в общест-ве, ряд групп хиппи организовали общины, которые поселились в трудно-доступных местах и на практике пытались реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за отказ от циви-лизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых направ-лений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного разви-тия. Больше всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве, которое может быть опасным.
Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализ-ма. Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты резко возросли и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговори-ли даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями развития).
Характеристики последнего этапа:
• Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения постепенно структурировались и превращались в общественные объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать боль-шое влияние на общество и политическую жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в парла-менты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.
• Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд мусульманских организаций, особая роль в современ-ный период принадлежит католической церкви, но не в лице её ру-ководителей. В среде католических священников оформилось мощ-ное течение, которое возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая:
Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимо-отношений с природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии со ззаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и сделать это основой совре-менной проповеднической деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и взаимоотношения с природой.
Идеи этики самоограничения.
С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
|
|