Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Мораль и религия

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


бесстыдные, бесчело-вечные и тем самым нечестивые.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не толь-ко религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в тор-жество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна пол-ноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных пережи¬ваний.

Сближает мораль и религию явное стремление к ус-тойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священно-служитель; будь справедливым, честным!

Наконец, отметим, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность. Вл. Соловьев писал, что религия охраняет безусловное достоинство каждой человеческой личности (как образа божьего). То же самое можно сказать и о морали.

Словом, и мораль, и религия принадлежат к миру ценностей, к тому миру, в котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера, склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия, а образы.

Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой.

Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной

культыры.

Уже простая констатация того факта, что нравственная проблематика занимает весьма важное место в религиозном учении, неизбежно подводит нас к признанию заметного вклада, который внесли религиозные мыслители в развитие нравственной культуры человечества.

Отметим основные проявления этого вклада.

1.Прежде всего, следует признать, что христианские авторы рассматривали, хотя и специфически, основные понятия морального сознания (добро и зло, справедливость, нравственная свобода и ответственность, совесть, долг, вина и т.д.),

пытались дать свое толкование главным проблемам теории

морали (происхождение и сущность морали, ее структура,

функции морали и др.). Не столь уж редко исследования богословов были отправной точкой для светских этиков.

2. Религиозные проповедники довольно обстоятельно

освещали сложности, противоречия моральной жизни и че¬

ловеческой личности. В частности, они детально описывали

«добротоделания».

Парадоксы внут¬реннего мира определенной части человечества резко об¬личаются в следующих словах преподобного Ефрема Сири¬

на: «Учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а

подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других

утверждать охочь; не хочу оказывать чести, а чтимым быть

желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, что¬

бы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, что¬

бы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому».

Богословы довольно тщательно исследовали процесс «гре¬

хопадения», приобщения к злу. Вл. Соловьев, опираясь на

труды церковных писателей, выделил три главные ступени

овладения дурных влечений нашим «Я». Сначала, писал

русский религиозный философ, возникает в нашем созна¬

нии какое-нибудь дурное представление, которое «вызы¬

вает дух на помысл о нем». На этом этапе достаточно одного

акта воли, чтобы отвергнуть этот помысл и уйти таким об¬

разом с пути греха. Однако если этого не произошло, то этот

помысл перерастает в сладострастную картину, от которой

уже не столь легко отделаться. Здесь уже необходимо от¬

влечение ума «размышлением в противоположном направ¬

лении». Но если и этого не сделано, то весь наш дух отдает¬

ся греховному помыслу и наслаждается им.

3.Многие христианские проповедники высказали очень полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога. Так, упоминавшийся христианский моралист авва Дорофей отмечал, что, впадая в злословие, мы нередко осуждаем те грехи, которыми страдаем сами. И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай влас-тительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успока-ивает ближнего». Резонно замечание аввы Дорофея и по поводу того, что одного лишь знания добродетели мало, ибо важно еще иметь и навыки свершения добра. Тем более, что утверж-дение добра осуществляется не столь просто: без борьбы, без скорбей не бывает добродетели.

В известной мере с суждениями аввы Дорофея перекликаются высказывания преподобного отца Иоанна Лествични-ка:«Многими трудами и усилиями приобретается в нас нрав добрый и благоустроенный; но и приобретенное многими усилиями может быть утрачено в одно мгновение». А вот другое его весьма утонченное изречение: «Когда совершенно будем чисты от лжи, тогда, впрочем, со страхом и только по требова-ную нужды, можно будет прибегнуть и ко лжи». Полезно и слеедующее замечание отца Иоанна: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа».

Высказываний подобного рода можно привести еще немало.

Современные христианские проповедники продолжа¬ют позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое вни¬мание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «ви¬деть в каждом ближнем не ничтожество его, а возможное ве¬личие его и этому величию служить».

4. Христианские мыслители не только обогащали тео¬рию нравственного воспитания, но и сами непосредственно приобщали свою паству к нравственной культуре, воспиты¬вали ее. В этой связи следует отметить, что священнослу¬жители занимались нравственным просвещением. В про¬шлые века рядовой прихожанин по существу только в храме мог услышать нравственную проповедь.

Огромным воспитательным воздействием обладает и сам процесс богослужения. В специфической, возвышаю¬щей атмосфере храма рядовой верующий получал опыт об¬лагороженного межличностного общения, воспринимал вы¬сокую эмоционально-нравственную культуру. Священно¬служители рекомендуют верующим приходить на богослужение с соответствующим настроением, очиститься духовно и телесно. В процессе богослужения нравственные переживания могут достигать довольно высокого накала и приводить к своеобразному катарсису, очищению души.

Благотворительная деятельность, несомненно, обла¬дает высоким нравственным потенциалом, возвышает и тех, кто непосредственно участвует в ней, и окружающих. Ходи¬ли легенды о благотворительной деятельности Иоанна Кронштадтского, а ныне о матери Терезе.

Противоречия религиозного учения о морале.

В то же время, раскрывая нравственный потенциал рели¬гии, не стоит его преувеличивать, а тем более абсолютизиро¬вать. Тем более, что нередко крупные религиозные деятели, проповедники сами критически его оценивают, весьма сдер¬жанно, а порой и резко характеризуют повседневную жизнь рядовых верующих.

Вряд ли имеет позитивное нравственное значение наличие острых противоречий не только между различными мировыми религиями, но и между отдельны¬ми разновидностями христианства. Так, некоторые право¬славные авторы критикуют западных богословов за то, что они на первое место ставят вторую заповедь о любви к ближнему, а заповедь о любви к богу отодвигают на второй план, т.е. они исходят скорее из милосердного ближнего, нежели из милосердного Бога. А это, по мнению православ¬ных проповедников, искажает сами основы нравственности ,ибо человеку в ней отводится слишком значительное место.

Идеологи различных разновидностей христианства апеллируют в первую очередь к Библии. Это лишний раз свидетельству¬ет о наличии в самом Священном писании множества раз¬личных противоречий, разноликих тенденций.

Для религиозно-этической мысли существует немало острых вопросов. Например, вопрос о существовании зла. Попытки религиоз¬ных мыслителей побудить человека примириться с сущест¬вующим злом (страданиями, несправедливостью и т.д.) вряд ли находят понимание у многих верующих. Точно также весьма трудной, как мы отмечали, для религиозных идеоло¬гов является и проблема свободы. Абсолютная свобода ведет к умалению могущества Бога. Впрочем, абсолютная свобода реально и не существует, ибо человек во все времена, во всех обстоятельствах чем-либо ограничен. Но может быть, дей¬ствительно все волосы на голове человека сочтены и ни один волосок не упадет без воли Бога? В этом случае человек пе¬рестает быть личностью и превращается в робота, которому дана программа действия. В какой же мере человек незави¬сим от Бога? Вопрос очень трудный для религиозного мыш¬ления. «Трагизм и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной нор¬ме и нравственном законе, а вопрос об отношении между свободой Бога и свободой человека».

В последние десятилетия стала весьма острой для ре¬лигиозной мысли и проблема соотношения между служени¬ем Богу и служением человеку, т.е. между вертикальными и горизонтальными устремлениями

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»