Этика /
←предыдущая следующая→
1 2 3
устремлениями личности. С одной сторо¬ны, если индивид отдает все свои силы служению высшему, горнему миру, подготовке к загробному блаженству, то не¬избежно умаляются, а порой и даже обесцениваются обя¬занности перед близкими. Практически это выражается в уходе «с головой» в выполнение предписаний культа (мо¬литва, посты и т.д.). Но в этом случае встает вопрос о значи¬мости религии в решении многих социальных проблем. Если же, с другой стороны, верующий увлечется исключительно служением ближнему, общественной жизнью, то на второй план отходят религиозные убеждения, подготовка к загроб¬ной жизни, а поведение верующего становится мало чем от¬личным от жизни неверующего. Гармонии, как признают многие богословы, достичь удается редко. В богословских изданиях идет подспудная и явная борьба, полемика между социально настроенными модернистами и консерваторами, отстаивающими приоритет чисто религиозных ценностей.
Противоречиво и христианское понимание сущности самого человека. С одной стороны, он венец творения, «образ Божий», а с другой — у человека падшая, тяготеющая ко злу природа. Как после подобных утверждений относиться к че¬ловеку, к его устремлениям, его делам? Следует признать, что в религиозной проповеди все-таки доминируют обличи¬тельные мотивы. Тем самым могут обесцениваться и дейст¬вительно высокие, гуманистические порывы.
Заключение.
В атеистической литературе, думается, не без оснований отмечалось и то обстоятельство, что всепрощение в христиан¬стве может носить чрезмерный, опасный для повседневной нравственности характер.. Есть даже такая поговорка: «Не согрешив — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Подобная практика может ослаб¬лять нравственное горение, стремление к самосовершенство¬ванию, требовательность к самому себе и к другим.
Не всегда приемлем для простых верующих и культ страдания, который присутствует в ряде произведений бо¬гословской мысли и по настоящее время. Помимо антигу¬манности, этот культ является фактически выражением пренебрежительного отношения к этому «грешному» миру, который в конце концов должен быть заменен «новым небом и новой землей».
Словом, можно утверждать, что религиозно-нравст¬венная проповедь не свободна от целого ряда проблем и про¬тиворечий, которые ослабляют ее нравственный потенциал. Поэтому к этой проповеди следует относиться не чисто апо¬логетически, а конструктивно с учетом ее позитивных и не¬гативных сторон.
Используемая литература.
1. Конспект лекций: Тема сущность морали
2. Попов А.А. «Этика»,М., 1988.
3. Гусейнов А.А.,Апресян Р.Г., «Этика» .М.,1999
4. Фролов И.Т. «Этика науки».М.,1986.
5. Раушенбах Б. «Религия и нравственность».,Знамя,1991,№ 1
6. Фейнерг «Наука,исскуство,религия».Вопросы философии,1997,№ 5
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|