Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Национальные особенности этики

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


задания царя только тогда, когда ему поможет царская дочь. В самых древних пластах человеческой культуры правила жизни не делятся на "мужские" и "женские". °

д). Патриотизм.

Чувство Родины, исконная связь с занимаемой территорией и конкретной землей составляют аксиому народного нравственного сознания.

В первую очередь это связано с защитой своей земли от вооруженных посягательств. Эпические герои, воплотившие нравственный идеал народа, - это воины (Роланд, князь Игорь, Кероглы и др.). Все их моральные качества мыслятся в приложении к основному: любви к Родине. При этом жестокость к врагу, ненасытность в мести не просто оправдываются, но превозносятся как высокие добродетели. "По отношению к врагу все дозволено", - гласит старинное римское правило. Воспевание воинской доблести делает трусость самым презренным свойством человеческой души. В контексте войны мыслится и дружба: друзья - это соратники, отсюда: "Сам погибай, а товарища спасай" (рус.).

В исторических преданиях народ также осознал свою судьбу как серию войн с захватчиками. Если у русских был Сусанин, то в Дагестане - "каменный мальчик". А легенды белорусов просто испещрены рассказами о заведении врагов в болота и "загразаннi ~х у дрыгве".

е). Трудолюбие и отношение к богатству.

От неразрывной связи жизни общины с землей происходит также идея трудолюбия. Аграрный способ производства неразрывно связан с природными циклами, потому неудивительно, что половина всех традиционных праздников и обрядов носит календарный характер. Они направлены на установление магического союза с природой во имя лучшего урожая, приплода и т.п. Исследования первобытных обычаев (у того же Дж.Фрэзера в книге "Золотая ветвь") демонстрируют также переплетение культа природы и культа предков. Даже по несельскохозяйственному поводу (роды, свадьбы, погребение) люди используют ту же магию, призывая благословение духов. Это свидетельствует об общем происхождении и внутреннем родстве принципов уважения к старшим, уважения к труду и любви к своей земле.

Отношение к труду часто выступает критерием нравственности. Сказка неизменно сочувствует тому, кто работает от темна до темна, и воздает ему по заслугам. Она постоянно использует сюжет, где работа оказывается лучшим лекарством от всех нравственных пороков. Народная песня, воспевая женскую красоту, рисует образ крепкой и румяной ловкой работницы, а не тонкой неженки-белоручки. Да и сами песни поются в большинстве за работой и о работе.

Труд временами был настолько тяжел, что мечталось от него избавиться. Идеал счастливой жизни связывался с чудом, когда все совершается "по щучьему веленью, по моему хотенью". Но бывает, что герой сказки и отказывается от предлагаемой праздной жизни, ибо она "не по нему" и просит награду, полезную в хозяйстве.

Трудолюбие - та позиция, с которой народная мораль как бы упрекала господствующие классы в их главном пороке - безделье. "Лень - мать всех пороков" (лат.). Не трудом приобретенное добро расценивается как кража: "Багатаму прасцей красцы мае, да чага нрыкласцГ' (бел.). Безмерное богатство вызывает бессмысленную жадность, а стремление удержать накопленное заставляет лгать: "На воду не опирайся, беку не верь" (дагест.). Дело тут не в осуждении богатства как такового, а в порицании богатства незаслуженного. Народная мудрость одобряет не роскошь, а трудовую зажиточность, достаток.

ж). Коллективизм.

Наряду с первичным коллективом - семьей, человек аграрного общества тесно связан с сельской общиной. Все праздники были общими, все главные события жизни проходили на глазах у людей. "На миру и смерть красна" (рус.). Демонстрацией такого единства служит обычай "тала-ки" у белорусов, "хашар" у туркмен и т.п. Он состоит в совместном выполнении трудоемких работ, сопровождаемом ритуальной едой и песнями. Необходимость тесного взаимодействия осознавалась четко: "Один в поле не воин" (рус.); "Одинокий пыли не подымет" (туркмен.); "Адным калом плоту не падапрэш"- (бел,); "Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет" (дагест.).

Полна поучительного смысла сказка, где отец показывает сыновьям, как легко переломить прут и как трудно - метлу из прутьев. Еще один популярный сказочный сюжет рассказывает, как герой справляется с заданиями при помощи людей, наделенных разными талантами. В эпических поэмах единство народа, противостоящего врагу, является залогом победы. Ибо нет ничего страшнее, чем раздоры между своими.

Отношения в общине налаживаются по принципу взаимности. Эту мысль закрепляют народные формулировки "золотого правила нравственности": "Как аукнется, так и откликнется" (рус.); "Кто копает яму другому, попадет в нее сам" (латин.); "Што сабе не мша, так l другому не зыч" (бел.).

Единство и даже единообразие поведения членов общины поддерживалось в основном за счет общественного мнения. Но понимание того, что оно не всегда справедливо, тоже есть. Сказочные герои, например, часто действуют наперекор стандарту. Тот же Иван-дурак игнорирует всеобщие благоразумные способы поведения и оказывается добрее, а потом и счастливее остальных.

Однако люди своей общины, своего народа всегда представляются нравственно более близкими в сравнении с соседями. И хотя народная мудрость уже понимает, что "со своим уставом в чужой монастырь" ходить не следует, все- таки "всяк кулик" продолжает хвалить "свое болото". Преданность своему гнезду, какое бы оно ни было, является безусловной добродетелью: "Убей меня, погуби меня, своему роду, своему корню, я не изменю" (из тюркского эпоса). Здесь коллективистская ориентация вновь смыкается как с патриотическими мотивами, так и с идеей святости родства.

Замыкается круг, очерчивающий синкретичный образ народной нравственности. Ее ориентации составили основу всякой последующей морали. Но их благообразием не следует обольщаться. Народная мудрость противоречива, как сама жизнь, в чем Вы можете не раз убедиться, обращаясь к заданиям практического блока. Кроме того, всякие заповеди провозглашаются, но далеко не всегда выполняются. Литература, описывающая народный быт и нравы, рисует картину безрадостную. Деспотизм мужчины, притеснение младшего поколения, давление вздорного мнения "среды", агрессивное неприятие "чужого", - такова оборотная сторона традиционных нравов.

3. СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ НРАВСТВЕННОСТИ

Мы бегло продемонстрировали общее содержание нравственности различных народов. Современные исследователи сходятся в том, что национальные особенности нравственных систем заключаются в их форме.

Эта форма, во-первых, определяется степенью важности национальной проблемы среди других нравственных проблем. Иногда национальное делается едва ли не синонимом нравственного, подавляет все другие соображения, даже гуманизм. В других случаях в моральных предпочтениях народа первое место занимает идея величия державы, а собственно этнический момент отходит на второй план. Национальное может затмеваться даже племенным: приверженность клану у некоторых народов часто оказывается сильнее национальной общности.

Во-вторых, национальные особенности проявляются в моральной психологии народа. По традиции северные народы представляются более уравновешенными, а южные - более вспыльчивыми. Соответственно у северян меньше разработаны способы улаживания внезапно вспыхивающих конфликтов. А восточные нравы полны церемоний, словно для того, чтобы "притормозить" в них страсти участников. Или, например, мало-темпераментный народ часто полагается в борьбе с врагом не столько на воинскую доблесть, сколько на хитрость и терпение.

На характер народа оказывает влияние его возраст. Естественно, что "молодые" народы в сравнении с другими представляют качества "нравственной юности": доверчивость, внушаемость и в то же время. обидчивую гордость, нетерпимость. "Старые" же, давно сложившиеся нации успевают выработать развитые нравственные формы, которые не "лучше", но сложнее архаических. Эта сложность позволяет, в частности, толерантнее относиться к "инородным" моральным представлениям.

В-третьих, специфичным для каждого этноса является жанровое оформление в фольклоре его нравственного опыта: был ли эпос национальным (как "Песнь о Нибелунгах" у немцев) или он стал культурным источником для нескольких народов ("Кероглы"); о чем народ поет свои песни, какими музыкальными и поэтическими особенностями они обладают; какими чертами отличается запас пословиц и поговорок; каким видам сказок отдается предпочтение и т.д. Впоследствии духовные достижения народа оформляются в национальной художественной литературе, в их разработку включается интеллигенция. Ее роль в осознании народом своих нравственных ценностей особенно велика в период просвещения. Авторские формы искусств говорят о том, что ценности данного народа приобретают общечеловеческое звучание.

Еще более сложно национальное начало предстает на уровне этических теорий. Учение Спинозы столь же мало "нидерландское", как и "еврейское". Можно, конечно, улавливать некоторый "национальный колорит" той или иной этической концепции, однако понятно, что выражение национальной идеи не являет задачей философов. Их заслуги связаны с успешным мышлением о существе предмета - морали.

В-четвертых, во многих странах национальное начало претерпело сильное религиозное воздействие. Вплоть до того, что вероисповедание стало как бы национальным признаком: иудаизм у евреев, ислам у арабов. А православие не раз провозглашалось сущностным основанием морали русского народа. Потому сейчас нелегко различить, что проистекает от этнических корней, а что от многовековых религиозных традиций. Монотеизм - несомненно более высокий этап в развитии духовной жизни, чем традиционные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»