Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Организация как объект управления

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


количественное и качественное соотношение предприятий и организаций разного типа и назначения, имеет большое значение для ее эффективного функционирования и ; развития. В связи с построением в нашей стране рыночных отноше¬ний в ней происходят радикальные изменения. Приватизация пред¬приятий, начавшаяся в начале 90-х годов с таких отраслей, как тор¬говля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в последние годы охватила организации более крупных, фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу производственного потенциала страны.

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприя¬тий. В результате резко изменилось распределение предприятий и организаций по формам собственности. Если в 1992 г. доля пред¬приятий государственной и муниципальной собственности со¬ставляла в общем числе 87,3%, то на 1 января 1996 г. — всего 23,1%. Соответственно с 11,3 до 63,4% повысилась доля предприятий в частной собственности. Растет число малых предприятий, достиг¬шее, по данным на начало 1996 г., 877 тыс., что составило 84% общего количества организаций; располагая 14% общего числа занятых и имея в своем распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики страны, они производят 12% ВВП и дают тре¬тью часть всей прибыли по народному хозяйству.

Роль и значение для народного хозяйства предприятий разного размера наглядно иллюстрируют данные табл. 1.2. Обращает на себя внимание, что несмотря на сокращение общего числа предприятий с численностью 501 человек и выше (в 1991 г. их доля составляла 17,6%, т. е. за 4 года снизилась в 2,75 раза), эта группа доминирует как по роли в выпуске продукций, так и по численности занятых. Более того, наблюдается тенденция к увеличению среднего числа занятых в рас¬чете на одно крупное предприятие.

В структуре экономики преобладают коммерческие предприятия, доля которых в 1996 г. составила 82%. В их составе наибольший удель¬ный вес приходится на акционерные общества и товарищества (39,8% от общего числа предприятий и организаций страны), доля государ¬ственных и муниципальных предприятий сократилась до 14,6%.

Таблица 1.2

Группировка предприятий по численности промышленно-производственного персонала в 1994 г. (в %)

Предприятия со средне¬годовой численностью ППП, человек

Число предприятий

Объем продукции

Среднегодовое число занятых

до 200 87,1 9,4 14,5

201-500 6,5 10,6 77,9

501 и более 6,4 80,0 72,8

Всего 100,0 100,0 100,0

Преобладающей формой стали акционерные общества закрытого типа и товарищества с ограниченной ответственностью (29,4% от общего числа организаций). Деятельность акционерных обществ ре¬гулируется не только Гражданским кодексом, но и принятым в соот¬ветствии с ним Законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., которым детально определены условия их образования, фор¬мирования уставного капитала, управления, реорганизации и ликви¬дации.

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и оте¬чественной экономике, появляются новые формы интеграции органи¬заций, которые повышают конкурентоспособность России и способ¬ствуют ее выходу из кризисного состояния. Прежде всего, это финан¬сово-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, тор¬говые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. 1лавными целями их интеграции являются:

- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на¬правлениях развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности страны;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

При создании ФПГ должны реализовываться принципы постепенности и эволюционности формирования; диверсификации и межотраслевой интеграции производства; сочетания крупных, средних и малых предприятий и организаций; демонополизации производства и перехода к олигопольной конкуренции.

Опыт показывает, что уже действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации. Кроме того, ФПГ восполняют недостающие в период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные корпорации чаще всего организованы как финансово-индустриально- торговые комплексы, обладающие мощным потенциалом.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных разме¬ров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позво¬ляющая входящим в нее организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою. В ка¬честве примера можно привести союз двух автозаводов — КамАЗ и ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолит¬ражки «Ока» на площадке КамАЗа. Другой пример — создание пред¬принимательского союза, состоящего из сборочного завода, конст¬рукторского бюро и заводов по выпуску комплектующих, использу¬емых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы ком¬паний, объединенных в кластеры (в переводе с английского — это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных терри¬ториях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства свя¬зи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориаль¬ных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструкту¬ризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компа¬ниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер объединяющих компании в союзы, могут выступать: производ¬ство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохра¬нением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается сво¬бодный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих кон¬такты с многочисленными конкурентами.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной осно¬ве сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационны¬ми системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое парт¬нерство на «электронных» контактах.

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в вирту¬альную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

IV. Функции управления.

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы на¬ходится функция координации, обеспечивающая согласование и вза¬имодействие всех остальных.

Рис. 1 . Взаимосвязь функций управления

Рассмотрим содержание каждой функции управления.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют пос¬ледовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»