Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Педагогическая этика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.

3. Нравственное воспитание педагога.

Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках

педагогического процесса

2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся

3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов

с родителями учащихся

Заключение

Список литературы

Нормативная часть.

Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

Предмет и задачи педагогической этики.

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с об-щей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изуча-ет особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принци-пов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессио-нальной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего со-бой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитани-ем.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем ме-тодологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов пе-дагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику пе-дагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональ-ной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного созна-ния педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы иссле-дования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выясне-ние ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений оп-рашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод обще-ственной аттестации и др.

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процес-са как процесса нравственных отношений между его участниками.

Зарождение и развитие педагогической этики.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вы-звала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно не-обходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сооб-разовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательно-сти как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и посто-янного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказа-ния при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, пре-достерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.

В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики вви-ду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы полу-чили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные каче-ства наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекослов-ного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отно-шении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспи-тания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном от-ношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропаган-дировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изоли-рованное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требо-вания к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бод-рость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической мора-ли уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухо-млинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые че-ловеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравст-венного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гри-шин, Согомонов, Чернокозовы и др.

Категории педагогической этики.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему пред-ставлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и от-ношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раз-дел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогиче-ская справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человеч-ности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, обще-ственно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учите-ля и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимо-действие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходи-мое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогиче-ской этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, пре-имущественно интеллектуальные,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»