Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Функции морали



Скачать реферат


Тема. Функции морали.

1) Регулятивная.

2) Познавательная.

3) Воспитательная.

Функции морали.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимо-действии ее исторически сформированных функций: регулятивной, вос-питательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), про-гностической и др.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали вза-имноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядо-чивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчас-ти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориенти-рующую и прогностическую и т.д.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных уста-новлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения лю-дей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, ко-торая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внемораль-ной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль пред-ставляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком дей-ствительности, осуществляемый с помощью членения окружающих соци-альных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оцени-вая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее от-личает, та особая последовательность работы психологических механиз-мов, которая присуща нравственному сознанию.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регу-лирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не про-сто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружаю-щих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, ко-торые отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, за-ключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жиз-ни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочислен-ны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - со-ставляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного зако-на. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении до-бра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремле-ния и реализуются функции морали.

1) Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу "от про-тивного": общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые пре-красные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выбе-решь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам предъявляю себе требования, и сам же их выполняю. Автономия нравственного соз-нания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссы-лаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравствен-ность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое досто-инство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказывают-ся самыми главными: они отступают даже перед смертью.

2) Познавательная. Моральное сознание видит мир через осо-бую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и от-ветственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека та-кое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность - человеко-мерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "наше-го" мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мо-раль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качест-ве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Дос-товерность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их не-объективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, на-до изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравствен-ную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить цело-стное представление о смысле их и своей жизни.

3) Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда счита-лось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к со-блюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руково-дствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. При на-личии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фунда-ментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценност-ных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в це-лостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

Литература:

1. Марксистская этика: Учеб. Пособие для вузов/ А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов, В.И. Бакштановский и др.; Общ. Ред. А.И. Титаренко. –

3-е изд., доработ. и доп. – М.: Политиздат, 1986. – 366 с.

2. И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995. – 320 с.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»