Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Этические дилеммы и противоречия социальной работы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Курский государственный медицинский университет.

Факультет социальной работы.

Форма обучения – экстернат.

Кафедра философии.

Контрольная работа по предмету

Профессионально-этические основы социальной работы

На тему:

Этические дилеммы и противоречия

социальной работы.

Выполнила:

студентка факультета

социальной работы,

обучающаяся по форме экстернат

А.А. Палехова

Проверила:

Доц. И.А.Асеева

Курск - 2004

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Общество сегодня …………………………………………………………………4

Актуальность темы………………………………………………………………... 5

Причины принятия этического кодекса. …………………………………………… 7

КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ ……………………….. 15

Поведение и облик социального работника …………………………………. 15

1.1.Стиль ………………………………………………………………….. 15

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование……...… 16

1.3. Честность ………………………………………………………….… 16

1.4. Учеба и исследовательская работа …………………………….. 16

Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам.17

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов. …….. 17

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны …………………………...18

2.3. Гонорары ……………………………………………………………… 19

Заключение …………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы ……………………………………………….. 21

ВВЕДЕНИЕ

Профессия, которую я выбрала для себя, называется социальный работник. Специфика этой деятельности в том, что сотрудники социальной службы работают, как правило, с людьми в чём-то ущербными, обиженными судьбой: инвалидами, престарелыми гражданами и т.п. Часто эти люди одиноки, и социальный работник это один из немногих, если не единственный человек, с которым они общаются. Учитывая, что задача социальных служб, прежде всего, облегчить этим людям их жизнь, то социальный работник просто обязан быть человеком, с которым общаться приятно.

К тому же в нашей стране социальная работа только развивается. Многие люди толком не понимают, что это за отрасль и чем конкретно она занимается. И для того, чтобы эта профессия стала престижной, каждый, кто работает в этой сфере, должен помнить, что он работает , прежде всего, с людьми и для людей, и вести себя нужно соответствующе.

Этические нормы поведения социального работника определены нашим законодательством (кодекс социального работника России, принятый межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994г.). Но можно и не читая этого документа вести себя достойно, ведь все эти нормы взяты из жизни.

В настоящее время в Российской Федерации в высших и сред¬них специальных учебных заведениях, на курсах и факульте¬тах повышения квалификации готовятся специалисты разных профилей и уровней для работы в области социальной защиты населения. Усвоение ими в процессе профессиональной подго¬товки этических норм и правил, руководствоваться которыми необходимо в теоретической и практической деятельности на любом уровне, в любом из звеньев системы социальной защиты населения, позволяет повысить качество теоретической и прак¬тической подготовки специалистов, а следовательно, и эффек¬тивность самой социальной работы, ее социальную значимость, престиж и статус.

Общество сегодня

Среди множества разнообразных черт, определяющих состояние и тенденции развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить.

Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т. е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшей ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой дея¬тельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы соци¬альной защиты, основной целью которой является оказание все¬сторонней разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации.

Вторая черта состоит в том, что усиливается стремление в обще¬стве привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Не только профессиональные ассоциации и сообщества дискутируют по этому вопросу и принимают разного рода профессиональные этические кодексы или стандарты, но и общественное мнение как в США, так и в европей¬ских странах обращается к проблеме этической регламентации дей¬ствительности специалистов во всех сферах человеческой жиз¬недеятельности .

Переживаемый российским обществом кризис характери¬зуется обострением множества социальных проблем порож¬денных не только реформированием экономики, но и круше¬нием системы ценностей, падением нравственности. Среди воп¬росов, требующих безотлагательного решения, важнейшим яв¬ляется вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения на конструк¬тивной основе, умение регулировать профессиональное пове¬дение в различных ситуациях. В связи с этим очень остро ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики.

Актуальность темы

В России социальная работа как профессия существует лишь с 1991г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991г. №92 в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена должность и квалификационная характеристика «социального работника» и «специалиста по социальной работе». В качестве специальности социальная работа была открыта приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991г. № 376 «Об открытии специальности «социальная работа».

Задача этической оценки деятельности социального работ¬ника не была столь насущной, когда социальная работа была благотворительностью, актом милосердия со стороны частных лиц или их объединений. В этот период — до Октябрьского переворота — благотворительная деятельность регламентиро¬валась в нашей стране главным образом идеологией правосла¬вия, являвшегося фактически официальной государственной идеологией, обычаями и традициями, сохраненными с глубо¬кой древности, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди, как «возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для повседневного обихода; разного рода семейные, сословные и профессиональные своды этичес¬ких норм были лишь продолжением и развитием религиоз¬ных нормативов, обычаев и традиций. В то же время они не¬посредственно не решали вопросов этической регламентации благотворительности.

Однако в настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и об¬щества, когда социальные работники включены в поли¬тические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы, так как, подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важней¬шую для государства и общества задачу — задачу стабилиза¬ции и сохранения социума, поддержания и гармонизации су¬ществующих общественных отношений и обеспечения усло¬вий для его дальнейшего всестороннего развития, - т. е., по сути дела, является одним из существенных факторов обеспе¬чения стабильности и безопасности государства.

Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо зако¬нодательного оформления и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических норм в соци¬альной работе, будь то принятие морального кодекса социаль¬ного работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил? Социальная работа, как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нрав¬ственности; в ней не существует таких ограничений, предпи¬саний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении специфических нрав¬ственных норм в одной из самых гуманных и нравственных сфер профессиональной деятельности?

К решению этого вопроса можно подойти двояко.

Классический подход рассматривает вопросы этики в про¬фессиональной деятельности, как нечто внешнее по отноше¬нию к содержанию самой деятельности и подвергает этичес¬кой оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее про¬дукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми ценностями, ко¬торые принимает и провозглашает современное общество в качестве базовых.

Второй — инновационный — подход предлагает оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятель¬ность, ее сущность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»