Этика /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Социальные и гуманитарные дисциплины»
Реферат по курсу
«Этика деловых отношений»
Язык делового общения
Выполнил: студент гр. БО 101 Ковчегин И. А.
Преподаватель: к. филос. н., доц. Лебедев С.Н.
Москва 2006
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ 4
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДОКУМЕНТОВ 7
УПОТРЕБЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ 7
УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ 9
УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕОЛОГИЗМОВ 9
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ 9
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ С «УНИВЕРСАЛЬНЫМ» ЗНАЧЕНИЕМ 10
УПОТРЕБЛЕНИЕ СОКРАЩЕНИЙ 10
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ФОРМУЛ 12
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ОДНОЙ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЕ 13
ОГРАНИЧЕННАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ 13
КОНСТРУКЦИИ С ОТГЛАГОЛЬНЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ 14
ОГРАНИЧЕННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ЛИЧНОЙ ФОРМЕ 14
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 15
ТИПИЧНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ В ТЕКСТАХ ДОКУМЕНТОВ 18
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗНАНИЕМ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ 18
НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ 20
НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ 20
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 22
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 22
ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
Введение
Язык делового общения – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета и языка делового общения – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
Обсуждение интересующей проблемы;
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Поэтому эта тема показалась мне наиболее интересной и важной.
Официально-деловой стиль
Языком делового общения является официально-деловой стиль –функциональная разновидность языка, предназначенная для общения в сфере управления. Под функциональной разновидностью языка по¬нимается система языковых единиц, приемов их отбора и употребле¬ния, обусловленных социальными задачами речевого общения.
Речевое общение в сфере управления обладает рядом специфи¬ческих особенностей. Участниками делового общения являются ор¬ганы и звенья управления – организации, учреждения, предприятия, должностные лица, работники. Характер и содержание информаци¬онных связей, в которые они могут вступать в процессе управленче¬ской деятельности, зависят от места организации в иерархии орга¬нов управления, ее компетенции, функционального содержания де¬ятельности. Эти отношения устойчивы и регламентируются право¬выми нормами, вследствие чего все информационные потоки орга¬низации имеют устойчивый целенаправленный «запрограммирован¬ный» характер, отвечающий потребностям организации и соответст¬вующий ее месту в иерархии органов управления.
Специфика делового общения выражается и в том, что, незави¬симо от того, кто являлся непосредственным составителем докумен¬та, а это, как правило, специалисты структурных подразделений и их руководители, а также от того, кому непосредственно адресован до¬кумент, а это, как правило, руководитель учреждения и руководите¬ли подразделений, официальными автором и адресатом документа почти всегда являются организации в целом. Именно поэтому, не¬смотря на то, что документ подписывается одним лицом – руково¬дителем организации, автором документа, как отмечают специалис¬ты, является «коллективный субъект». То же можно сказать и об ад¬ресате документа.
Другой важной характеристикой документного общения являет¬ся адресность информации. Управленческая информация не может быть информацией «вообще» (как, скажем, теле-, радио-, газетная информация и некоторые другие ее виды). Управленческий документ всегда имеет точный адрес, безадресных документов не бывает. Бо¬лее того, управленческий документ всегда «узко направлен», адресо¬ван конкретной организации или кругу организаций, должностных лиц и работников. [2]
Существенным фактором делового общения, влияющим на ха¬рактер управленческой информации, является повторяемость управ¬ленческих действий и ситуаций. Управленческая деятельность – это всегда «игра по правилам». Следствием этого является повторяемость управленческой информации, приводящая к регулярности исполь¬зования одних и тех же языковых средств.
Другая характерная особенность делового общения – тематиче¬ская ограниченность круга решаемых организацией задач, что явля¬ется следствием определенной стабильности функций учреждения. Функции учреждения поддаются описанию, классификации, регла¬ментации. Следствием этого и является то, что круг вопросов, по которым создаются управленческие документы, носит достаточно стабильный характер, отражающий функциональную деятельность организации. [3]
Обобщая сказанное, можно выделить следующие свойства управ¬ленческой информации, вытекающие из условий делового общения:
официальный характер;
адресность;
повторяемость;
тематическая ограниченность.
Условия делового общения, кроме того, предъявляют и опреде¬ленные требования к управленческой информации, соблюдение ко¬торых может обеспечить эффективность делового общения в сфере управления. Одно из важнейших требований, предъявляемых к уп¬равленческой информации, вытекает их самого существа управлен¬ческой деятельности, суть которой заключается в принятии управ¬ленческих решений в целях упорядоченного воздействия управляю¬щего органа на управляемые объекты. Принятие решений основано; на получении, переработке и использовании управленческой информации. Следовательно, эффективность управленческой деятельнос¬ти только тогда достаточно высока, когда для принятия решений используется актуальная информация, информация новая, необхо¬димая, важная для деятельности организации. Только получая актуальную информацию орган управления может принимать оптималь¬ные управленческие решения. Актуальность информации обеспечивается как самим содержанием документа, так и своевременностью его передачи, получения, обработки, доведения до заинтересованных подразделений и должностных лиц.
Актуальность информации как общее понятие связано с целым рядом других понятий, также характеризующих управленческую ин¬формацию с точки зрения ее ценности и эффективности, а именно:
достоверность (объективность);
убедительность (аргументированность);
полнота (достаточность информации) и некоторые другие.
Требование достоверности (объективности) означает, что дело¬вое сообщение должно отражать фактическое
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|